|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 215
«...во всей религиозной литературе так называемого эллинистического периода не встретишь
лучшей формулировки, в которой заключена вся древняя ортодоксальная египетская теология, чем
пролог к Евангелию от Иоанна»59.
Десмонд Стюарт в книге «Иностранец» утверждает, что Иисус вырос, если и не был рожден, в
Египте. Однако он тем не менее мог быть евреем, поскольку в те времена в Египте было много
больших, процветающих еврейских общин. Стюарт указывает, что многое в Иисусе, начиная с
отсутствия галилейского акцента до характерных особенностей его притч, говорит о египетском
воспитании. И, разумеется, в Новом Завете рассказывается, что Мария, Иосиф и младенец Иисус
бежали в Египет, чтобы уйти от гнева Ирода. Помимо эпизода, в котором Иисус спорит со
старейшинами в Иерусалимском Храме в возрасте двенадцати лет, нет никаких иных упоминаний о
его жизни в молодости. Однако и этот эпизод явная выдумка, поскольку Мария и Иосиф высказали
сомнение в божественности Иисуса — сразу после истории чуда его рождения, о которой они — если
не они, то кто — должны были бы знать! Поэтому ничего достоверного об Иисусе от младенчества до
зрелого мужчины в канонических Евангелиях не сказано. Где он был раньше? Почему замалчивается
его детство и юношество? Если он был в другой стране и связан с другой культурой, авторы, видимо,
сочли неуместным упоминать об этом, но, вероятнее всего, не были достаточно знающими и
талантливыми, чтобы выдумать целый ряд эпизодов для заполнения пробела.
Другие источники подтверждают эту точку зрения. В священной книге евреев Талмуде не
говорится, что Иисус был галилеянином или пришел из Назарета, но догматически заявлено, что он
пришел из Египта60. Более того, еще более показательно то, что в Талмуде прямо утверждается, что
причиной ареста Иисуса было обвинение в колдовстве, что он был посвящен в тайны египетской
магии. Это утверждение было также главным в книге Мортона Смита «Иисус волшебник» 1978 года.
В ней он выдвинул предположение, что такие чудеса, как превращение воды в вино и хождение по
воде, были столь же употребительной частью репертуара египетских фокусников, как индийский
трюк с веревкой, исполняемый восточными факирами.
Смит приводит много примеров того, что чудеса, творимые Иисусом, похожи на волшебные
заклинания и заговоры, найденные в папирусных текстах, а также установлено подобие жизни и
работам знаменитого мага Аполлона (более молодой современник Иисуса) и Симона Волхва. И о том
и о другом ходила слава, что они обладают способностями почти такими же, как у Иисуса. Христиане
могут сказать, что сложившийся образ Иисуса как оккультиста возник только из-за неправильного
понимания доверчивых народных масс: его чудеса были на самом деле даром Святого Духа. Однако
такая интерпретация является столь же субъективной, как и противоположная, и аргументов в ее
пользу несколько меньше. Мертон Смит привлек наше внимание к главному парадоксу христианства:
«...мы должны считаться не только с учением, которое пытается снять с Иисуса клеймо
мага и волшебника, но также с тем, что принесло ему славу великого волшебника»61.
В греко-римском мире было много странствующих волшебников — магов, — пользовавшихся
большей или меньшей известностью во времена Иисуса, и обычной частью их репертуара было
исцеление и экзорцизм (изгнание бесов), чем сейчас, помимо других, занимаются индийские святые и
шаманы нуду. (Было ли исцеление настоящим, вопрос спорный, но изумление толпы было
бесспорным, и распространяющиеся слухи многократно укрепляют репутацию чудотворцев.)
Смит предположил, что термин «Сын Бога», который всегда озадачивал теологов и ученых,
занимающихся изучением Нового Завета, поскольку в иудейской религии нет такого
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|