|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 210
После крещения Иисус удалился в пустыню, где дьявол искушал его, пытаясь совратить на
открытое признание его божественности. Это уж чересчур прямое предложение. Некоторые даже
выдвигали предположение, что искушение свидетельствует
37
не больше, не меньше, как о том, что Иисус отверг самого Яхве. Это вопрос спорный, но один эпизод
прямо отражает отношение Иисуса к еврейскому Богу.
Одним из наиболее известных эпизодов Нового Завета является рассказ о том, как при виде
менял в Храме полный праведного гнева Иисус перевернул их столы. На первый взгляд, этот
достаточно понятный эпизод на самом деле связан с проблемой, наличие которой признают и теологи,
и исследователи Нового Завета.
Хотя действия Иисуса обычно объясняют ужасом, наполнившим его при виде осквернения
святого места финансовыми операциями, в реальности такой подход свойственен только западной
культуре, причем возник он сравнительно недавно. Размен денег для покупки животных, которые
будут принесены в жертву в Иерусалимском Храме, не является ни святотатством, ни оскорблением.
Это устоявшаяся часть поклонения Богу. Как подчеркивает профессор библиоведения Чикагского
университета Джон Домоник Кроссан: «Нет ни одного намека на то, что кто-то занимался там чем-то
предосудительным как с финансовой точки зрения, так и в отношении святости места». Далее он
продолжает: это было «посягательство на само существование Храма... символ неприятия всего того...
что
38
является основами Храма».
Некоторые пытаются объяснить его действия — которые в миссии Иисуса были поворотной
точкой, — выдвигая аргумент, что они выразили его неудовлетворенность положением дел в Храме в
то время. Но в контексте времени и места действия такую резкую реакцию можно отнести только к
категории действий крайне уверенного в себе человека.
Следовательно, иудаизм Иисуса был по меньшей мере неортодоксальным. На основе этого
можно выдвинуть новые предположения — а кем он был на самом деле? И в этом отношении есть
довольно ясные свидетельства того, что он был приверженцем учения таинств. Но есть ли в
Евангелиях эпизоды, показывающие, что именно так обстоят дела на самом деле?
В начале нашего расследования мы были шокированы открытием, что очень немногие
исследователи задали себе вопрос, который для нас был одним из основных, а именно: «Откуда
Иоанн Креститель заимствовал обряд крещения?» Тщательный анализ показал, что в иудаизме
прецедента нет, хотя упоминания о ритуальном омовении — многократные погружения,
символизирующие очищение, — можно найти в Свитках Мертвого моря. Однако назвать эти ритуалы
крещением нельзя: Иоанн проповедовал однократный, изменяющий жизнь акт инициации или
посвящения, которому предшествует исповедь и покаяние в грехах. То, что этот ритуал не имел
прецедента в иудаизме, доказывается самим именем — Иоанн Креститель — единственный, а не один
из многих. Часто думают, что этот обряд был его нововведением, хотя в действительности существует
множество прецедентов и аналогичных ритуалов вне иудаизма.
Крещение, как внешнее проявление и наглядный символ внутреннего духовного обновления,
характерный элемент многих культов таинств, которые существовали в эллинистическом мире в то
время. Это также наиболее давняя традиция древнеегипетского культа таинств Исиды, и, что самое
важное, крещению в ее храмах на берегу Нила предшествовало публичное покаяние и исповедь жрецу
в своих грехах. Подробнее мы расскажем об этом в следующей главе. Более того, времена Иисуса
были единственным периодом в долгой истории религии Исиды, во время которых ее жрецы
посылали миссионеров в другие страны, прилегающие к Египту, поэтому представляется вероятным,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|