|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 206
иудаизме, но тесно связано с концепциями, даже по стилю, греческих философских учений, в
частности киников.
Q, как достоверно полагают, представляет собой собрание высказываний и поучений Иисуса,
довольно чисто укладывающееся в рубрику современной литературы, известную под названием
«литература мудрости», которая, как известно, существовала в древнееврейском обществе, но не была
явлением, присущим только еврейской религии и культуре. Литература мудрости была популярна в
эллинистическом мире, на Ближнем Востоке и в Древнем Египте. Один из ведущих специалистов,
Клоппенберг, утверждал, что Q создана по модели «сборника инструкций». Q на самом деле
отличается от такого рода сборников, но Мак считает, что первоначальный сборник Q содержал
только «мудрые поучения», а остальное было добавлено позже.
Мак и другие ученые, работавшие в этом направлении, за основу своих выводов взяли поучения
и высказывания Иисуса. Они отвергли события в том виде, как они изложены в Евангелиях,
поскольку они не соответствуют традициям ни евреев, ни киников, и выдвинули предположение, что
умирающий и воскресающий бог и темы учений таинств являются позднейшим добавлением ранних
христиан20.
Мы задали себе следующие вопросы: есть ли доказательства того, что Иисус был не евреем? С
другой стороны, есть ли неоспоримые доказательства того, что он им был? Элементы, связанные с
учениями таинств, облегчают объяснение всего этого или затрудняют?
Нет сомнения, что проповедь Иисуса велась в еврейском окружении — Иудея I века — и
большинство тех, кто последовал за ним, были евреями. Однако его ученики, по всей видимости,
считали его личностью загадочной — например, сомневались, Мессия ли он, и авторы Евангелий явно
с большим трудом пытались примирить противоречивые элементы его жизни и учения. Кажется, что
они были не уверены, как подать его образ.
На первый взгляд, представляется, что все говорит в пользу того, что Иисус был евреем. Он
часто упоминает таких персонажей Ветхого Завета, как Авраам и Моисей, часто вступает в спор с
фарисеями по вопросам еврейского закона — если бы он не был евреем, то не было бы причины так
настойчиво делать это.
Но большинство ученых соглашаются, что эти пассажи вряд ли, по меньшей мере, подлинные
слова Иисуса. Они были добавлены позднее, поскольку Апостолы были вынуждены оспаривать
положения еврейского закона и ощущали необходимость создать себе задним числом оправдание,
ссылаясь на самого Иисуса. Доказательством этого служит то обстоятельство, что противостоят им в
Новом Завете обычно фарисеи, которые особых функций или власти во времена Иисуса не имели —
особенно в Галилее — в то время, как во
21
времена создания Евангелий они уже были властью. Как говорит Нортон Смит
«Почти все ссылки на фарисеев связаны с семидесятыми, восьмидесятыми и
22
девяностыми годами, последними годами, когда редактировались Евангелия».
Понять истинное происхождение Иисуса можно только в контексте его времени и места. Хотя
не прекращается спор по поводу того, где он родился и рос, авторы Евангелий утверждают, что его
проповедь началась в Галилее. Однако вряд ли он был местным жителем, поскольку в Евангелиях
оговаривается, что его ученики говорили с заметным галилейским акцентом — по мнению жителей
Иудеи, деревенским и смешным, — однако в
23
отношении Иисуса об этом не упоминается23.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|