|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 201
Многих историков XIX века беспокоило отсутствие данных об Иисусе в документах его
времени. Как мы знаем, ни один из хроникеров I века ни разу о нем не упомянул. И, как писал Бамбер
Гаскони, «за первые пятьдесят лет христианской эры не сохранилось ни одного слова об Иисусе и его
последователях».
Римский писатель Тацит (Анналы, 115 г.) отмечает рост христианства, которое называет
«опасным суеверием» как в Иерусалиме, так и в Риме, и мимоходом говорит о казни основателя, но
подробностей не приводит, просто назвав его «Христом»3.
Светоний в «Жизнеописании Цезарей» (120 г.) упоминает о волнениях среди евреев в Риме в 49
году при подстрекательстве «Христуса». Обычно эту фразу считают доказательством существования
ранней римской ветви христианства, но этот вывод непреложным считать нельзя. В те времена среди
евреев было много самопровозглашенных Мессий, и все они по-гречески могли именоваться
«Христос», а Светоний пишет, что именно этот принимал личное активное участие в волнениях,
подстрекая евреев к восстанию в Риме4. Другим известным римлянином, который упомянул про
христиан в первые годы I века, был Плиний Младший, но, кроме информации о том, что это движение
было основано Христом, он ничего более не отметил.
Однако представляет интерес то обстоятельство, что, по его словам, этот Христос уже считался
богом5. Все эти авторы римляне, а поскольку Палестина располагалась на задворках империи,
неудивительно, что они пренебрегли Иисусом и первыми днями христианской Церкви. (Кроме того, в
те времена бунтовщиков и преступников не рекламировали столь широко, как сейчас, в наш век
любых знаменитостей. Даже восстанию Спартака в исторических хрониках отведено очень мало
места). Однако следовало бы ожидать, что жизнь и миссия Иисуса получат должное освещение в
работах Иосифа Флавия (38—100), еврея, который перебежал к противнику во время еврейской
революции и написал две книги по истории этого периода. В книге «Иудейские древности»,
написанной приблизительно в 93 году, он упоминает некоторых персонажей, фигурирующих в
Евангелиях, в частности Понтия Пилата и Иоанна Крестителя. Есть там и одно упоминание о Христе,
но, к сожалению, уже давно было признано, что оно было добавлено в работу Иосифа
позднейшим христианским автором, вероятно, в конце IV века — именно для того, чтобы
6
нарушить смущающее христиан молчание хроник в этом отношении.
Ссылка на Иисуса выдержана в столь лестных тонах, что комментаторы ранее удивлялись,
почему при столь почтительном к Иисусу отношении Иосиф сам не принял христианства! Но
существенным вопросом, касающимся этого упоминания, является другой: эта вставка была
поставлена на место, где не было никакого упоминания об Иисусе, или же заменила собой другое
упоминание Иисуса и его движения, далеко не лестное и почтительное. Мы не можем быть уверены
ни в том, ни в другом, хотя аргументы в пользу чистого вымысла более весомы: вставка написана в
отличном от Иосифа стиле и вставлена в текст весьма неловко. Более того, христианский писатель
Ориген в конце III века, видимо, не знал о каком-либо упоминании Иисуса в работах Флавия7. (Хотя
Евсевий Кесарийский уже цитировал соответствующий отрывок, когда писал в следующем веке).
Рассказ Флавия о проповеди Иоанна Крестителя и о его казни Иродом Антипой никем не
оспаривается. Разумеется, отсутствие упоминаний об Иисусе в текстах его времени не означает того,
что он не существовал. Просто его воздействие на свое время в данном месте было недостаточно
сильным. В конечном итоге в то время было много проповедников Мессий, о которых мы ничего не
знаем.
Кроме того, возникает законный вопрос: если такого человека не было, то почему кто-то
выдумал его, почему столь многие в него поверили до такой степени, что религия под его именем
столь быстро распространилась? Как указывает Гоффри Эш, концепция
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|