|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 192
Весьма знаменательно то, что укоренившееся представление о Марии Магдалина как о
проститутке возникло из традиционной ассоциации (или путаницы) ее с Марией из Вифании, которая
названа «грешницей». Разумеется, если Мария из Вифании была проституткой и если она и есть
Мария Магдалина, то исключительная осторожность — и умолчания — авторов Евангелий
объяснимы. Нам надо проанализировать характер Марии из Вифании и посмотреть, в каком свете
предстанет дело в целом.
В канонических Евангелиях женщина, помазавшая Иисуса, не названа, хотя есть оговорка, что
она грешница, но в Евангелии от Иоанна она прямо названа Марией из Вифании и ее общественный
статус не указан. Это само по себе может показаться подозрительным.
У апостола Луки женщина, помазавшая Иисуса, охарактеризована как «женщина из города,
которая была грешницей». В греческом оригинале употреблено слово har-martolos, что означает
человека, преступившего закон и поставившего себя вне закона, что необязательно подразумевает
проституцию, но вместе с тем упоминаются распущенные волосы — для порядочной женщины вещь
невозможная, — из чего следует наличие какого-то сексуального греха, по меньшей мере, в глазах
авторов Евангелия12.
В еврейской культуре того времени с Марией из Вифании было связано что-то
предосудительное, что не обязательно предполагает проституцию в виде торговли собой на улице.
(Благовоние нард, получаемое из очень редкого и ценного индийского растения, имело столь
запредельную цену, что было абсолютно недоступно для уличной проститутки. По данным Вильяма
Е. Филипса, нард обошелся ей в сумму, равную годовому заработку
13
человека, занимающегося сельским хозяйством. 13) Если бы Мария была состоятельной женщиной
соответствующего заведения, то вряд ли бы она жила вместе со своим братом Лазарем и сестрой
Марфой, репутация которых выглядит безупречной, причем они были близкими друзьями Иисуса и
он останавливался у них. Так в чем же заключается ее «грех»?
Термин harmartolos в первоначальном значении относится к стрельбе из лука и означает
«промах по мишени»: в нашем контексте он применен по отношению к человеку, который не
соблюдал еврейские законы или не принимал участия в обязательных ритуалах — или в силу того,
что не мог этого сделать, либо потому, что не был евреем вообще14. Если эта женщина не была
еврейкой, то это вполне объясняет отношение авторов Евангелий к ней. Однако упоминание о
распущенных волосах — и отношение к ней учеников — все же говорит о том, что содеянное ею
нечто предосудительное имело сексуальный характер.
Эта общая атмосфера неприятия, намеренно или нет, отвлекает всех от истинного знания
помазания Иисуса. Этот акт символизирует собой главное деяние, на которое мало обращают
внимания, а от него зависит вся концепция христианства. Хорошо известно, что термин «Христос»
греческий, что в переводе на еврейский язык означает «Мессия». Но, несмотря на всеобщее
убеждение в обратном, этот термин не предполагает наличия божественности: Христос — это всего
лишь «помазанник». (В таком толковании любой помазанник — от Понтия Пилата до английской
королевы может быть назван Христос.) Представление о божественности Христа было позднейшим
толкованием христиан: еврейский Мессия представляет собой просто великого политического или
военного вождя, хотя и избранного Богом. В те времена титул «Мессия» применительно к Иисусу
просто означал «помазанник».
Разумеется, в Евангелиях упоминается только об одном помазании Иисуса. Некоторые
утверждают, что его помазанием было крещение Иоанном, но в таком случае каждый из толпы,
принявших крещение в Иордане, имел бы право именоваться Христом. Всплывает неприятный факт,
что лицом, давшим Иисусу имя Христа, была женщина.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|