|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 89
считают камень драгоценным украшением, которое выпало из короны Люцифера, когда он слетел с
небес на землю, или знаменитым философским камнем (lapis elixir) алхимиков. В контексте легенды
последний вариант наиболее вероятен: текст в целом изобилует алхимической символикой.
Некоторые писатели увидели в героине Гундри, «посланнице Грааля» в Парцефале Марию
Магдалину50. (Во всяком случае, это относится к Вагнеру — в его опере «Парцефаль» (1882 г.)
героиня Гундри носит с собой фляжку с «бальзамом», омывает ноги герою, которые она, как
Магдалина, вытирает своими волосами.) Может быть, отзвук чаши Грааля есть в традиционной
алебастровой вазе, которую несет Магдалина в традиционной христианской иконографии.
Однако во всех легендах поиск Грааля выступает как аллегория духовного путешествия героя к
личному преображению — и за его пределы. Как уже было сказано, именно такова одна из главных
целей серьезной алхимии. Но только ли алхимический подтекст делает все легенды о Граале
«еретическими»?
Церковь, несомненно, была смертельно оскорблена тем, что в легендах о Граале игнорируется
или отвергается ее власть и апостольская преемственность. Герой действует сам — хотя иногда с
помощниками — в поисках духовного просвещения и преобразования. Таким образом, по сути своей
легенды о Граале представляют собой гностические тексты, подчеркивающие ответственность
индивида за состояние своей души.
Однако есть еще кое-что в каждой легенде о Граале, задевающее Церковь. Грааль неизбежно
подается как нечто, предназначенное только для посвященных, даже не для элиты, а для самой
верхушки элиты, превосходящее по важности даже Мессу. В каждой легенде о Граале сам предмет —
что бы это ни было — держит женщина. Даже в кельтской истории о Передуре юноши могут нести
копье, но только девам позволено нести то, что можно назвать прототипом Грааля — блюдо с
головой на нем. Но разве место женщине, да еще в такой важной роли в чем-то, считающемся более
высокой ипостасью, чем Месса? (Вспомните, что катары, крепость которых Монтсегюр, несомненно,
послужила прототипом для Замка Грааля по Вольфраму фон Эшенбаху, придерживались системы
равенства полов, по которой и мужчины и женщины назывались одинаково — священники).
Но в наибольшей степени во всех легендах прослеживается связь с тамплиерами. Как отмечали
несколько комментаторов51, обвинение в том, что тамплиеры молятся отрубленной голове —
называемой, как верили, Бафомет, — перекликается с балладами о Граале, в которых, как мы видели,
фигурирует множество отрубленных голов. Тамплиеров обвиняли в приписывании Бафомету той же
силы, которой обладает Грааль: он мог заставить дерево зацвести и сделать землю плодородной52.
Однако тамплиеров обвиняли не только в почитании головы идола, но и во владении серебряным
ковчегом в форме женского черепа, который называли просто caput (голова)55.
Шонфилд, анализируя последствия, связанные с женской головой, с учетом собственного
толкования символа Бафомет, как Софии, пишет:
«Не остается сомнений в том, что голова прекрасной женщины у тамплиеров символизирует
Софию в аспекте женском и аспекте Исиды, и она связана с Марией Магдалиной в христианском
толковании54».
Считалось, что одной из реликвий тамплиеров был также (предположительно) правый
указательный палец Иоанна Крестителя. Это может оказаться более значительным, чем кажется на
первый взгляд. Как было сказано в первой главе, Леонардо в религиозных сценах
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|