|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 86
транспорта. (Возможно, титул Великого Магистра Nautonnnier (Рулевой) содержит намек на его роль
на корабле Исиды.) Это окно представляет собой самое древнее изображение легенды о Магдалина во
Франции, и в кафедральном соборе, столь далеком от Прованса, эта картина была устроена
архитекторами явно не случайно и имела огромное значение.
* * *
В те времена, когда строились соборы, ересь нашла и другой канал, который помог ей
сохраниться в истории, хотя, как и в случае «Тайной Вечери» Леонардо, символика, которой она
записана, часто воспринимается неправильно. Эта иная еретическая традиция связана с легендой о
Граале.
Сегодня в английском языке термин «Святой Грааль» часто используют в значении «цель
ускользающая» — сверкающий приз, который должен увенчать труд всей жизни. Большинство людей
знает, что это что-то древнее, имеющее религиозный характер, — обычно считают, что это чаша, из
которой Иисус испил во время Тайной Вечери. Согласно преданию, Иосиф Аримафейский, богатый
тайный ученик Иисуса, собрал в нее кровь, пролитую Им на кресте, она, как потом оказалось, имеет
целительные свойства. Поиск Святого Грааля понимают как предприятие, связанное с физической и
духовной опасностью, поскольку ищущий бьется со всевозможными врагами, в том числе с силами
зла. Во всех вариантах легенды Чаша выступает и как реальный предмет, и как символ совершенства.
Ее считают объектом, представительным в двух измерениях — реальном и мифическом, — и как
таковая Чаша поражает воображение, как никакой другой объект.
Грааль можно считать предметом таинственным, реальным сокровищем, лежащим в какой-то
пещере, но она всегда несет в себе идею, что Чаша есть символ чего-то несказанного, находящегося за
пределами обыденной жизни. Чаша имеет ауру духовного поиска и не только в связи с легендами о
Граале, но и благодаря культуре, в которой эти легенды возникли.
Из миллионов слов, посвященных этому предмету в течение веков, самые мудрые, по нашему
мнению, содержатся в книге «Святой Грааль» Малкольма Годвина, опубликованной в 1994 году.
Книга представляет собой замечательный анализ всех несравнимых между собой легенд и толкований
и сквозь все сказанное добирается до сути дела. Помимо обычных христианских и кельтских
вариантов романтических мифов о Граале, относящихся к XII — началу XIII века, Гудвин выделил и
третий важный вариант — связанный с алхимией. Он выявил, что самые ранние версии истории о
Граале, несомненно, ведут свое происхождение от кельтских мифов, где повествуется о великом
короле Артуре и его дворе, и многие элементы этого повествования включают понятия, связанные с
поклонением кельтской богине. Истории о Граале перелицевали старые кельтские легенды, и в них
появились еретические идеи, которые.были в ходу в XIII веке.
Первой балладой о Граале была незаконченная Le Conte del Graal (около 1190 года) Кретьена де
Труа. Знаменательно, что город Труа, откуда родом Кретьен, был центром каббалистики и местом
пребывания комендатуры тамплиеров. Именно в этом городе держал свой двор граф Шампанский.
(Большинство из девяти рыцарей — основателей Ордена Тамплиеров — были его вассалами.) И самая
знаменитая церковь в городе Труа посвящена Марии Магдалине36.
В том варианте легенды, который приведен у Кретьена, нет упоминания о том, что Грааль —
чаша, что она как-то связана с Тайной Вечерей или с Иисусом. В ней вообще нет ничего
религиозного, и общий настрой легенды чисто языческий37. Здесь Грааль является блюдом или
тарелкой, что, как мы увидим, имеет большое значение. Кретьен опирался на
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|