|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 19
На полотне, находящемся в Лувре, — более ранний вариант — изображена Мадонна в синем
одеянии, рука которой обнимает сына, защищая его, другой ребенок — рядом с архангелом
Гавриилом. Любопытно, что дети похожи друг на друга, но еще более странным выглядит ребенок с
благословляющим ангелом и младенец Марии, который преклонил колена в знак смирения.
Некоторые версии в связи с этим высказывали предположение, что Леонардо в силу каких-то причин
поместил младенца Иоанна рядом с Марией. В конечном итоге на картине нет обозначения, какой из
младенцев Иисус, но, разумеется, право давать благословение должно принадлежать Иисусу. Однако
картину можно толковать и по-другому, причем это толкование не только предполагает наличие
подспудных и в высшей степени неортодоксальных посланий, но усиливает коды, использованные в
других работах Леонардо. Возможно, похожесть двух детей обусловлена тем, что Леонардо
намеренно сделал их такими для своих собственных целей. А также в то время, как Мария левой
рукой защищает ребенка, которого считают Иоанном, ее правая рука простерта над головой Иисуса
так, что этот жест представляется жестом откровенно враждебным. Именно об этой руке Серж
Брамли в своей недавно опубликованной биографии Леонардо пишет как о «напоминающей когти
орла»10. Гавриил указывает на ребенка Марии, но, кроме этого, загадочно смотрит на наблюдателя —
то есть явно не на Мадонну и ее младенца. Может быть, и легче истолковать этот жест, как указание
на Мессию, но есть и другой возможный смысл в этой части композиции.
А если младенец с Марией в хранящемся в Лувре варианте картины «Мадонна в скалах» Иисус
— предположение весьма логичное, — а младенец с Гавриилом — Иоанн? Вспомните, что в таком
случае Иоанн благословляет Иисуса, а тот склоняется перед его властью. Гавриил, выступающий
защитником Иоанна, даже не смотрит на Иисуса. И Мария, защищающая своего сына, взметнула в
угрожающем жесте руку над головой ребенка Иоанна. В нескольких дюймах под ее рукой
указывающая рука архангела Гавриила разрезает пространство, как будто две эти руки образуют
некий загадочный ключ. Выглядит это так, будто Леонардо показывает нам, что некий объект —
важный, но невидимый, — должен заполнять пространство между руками. В указанном контексте не
кажется фантастикой предположение, что распростертые пальцы Марии держат корону, которую она
возлагает на невидимую голову, а указующий перст Гавриила разрезает пространство именно там, где
должна быть эта голова. Эта голова-фантом плавает высоко над тем ребенком, который находится
рядом с архангелом Гавриилом.... Таким образом, а нет ли на картине в конечном итоге все-таки
указания на то, кто из двух умрет через усекновение головы? А если предположение верно, то это
Иоанн Креститель дает благословение, он выше рангом.
Вместе с тем, обратившись к более позднему варианту, находящемуся в Национальной галерее,
мы обнаружим, что все элементы, позволяющие сделать столь еретическое предположение, исчезли
— но только эти элементы. Внешность у детей совершенно разная, и тот, кто находится рядом с
Марией, имеет традиционный крест Крестителя с удлиненной продольной частью (хотя, возможно, он
был добавлен другим художником позднее). В этом варианте рука Марии также простерта над другим
ребенком, но угрозы в ее жесте не ощущается. Гавриил более никуда не указывает, и взгляд его не
отведен от развернутой сцены. Выглядит это так, будто Леонардо приглашает нас поиграть в игру
«найди отличия в двух картинках» и сделать определенные выводы, когда мы определим аномалии
первого варианта.
Такого рода проверка творений Леонардо выявляет множество провокационных подтекстов. С
помощью нескольких изобретательных приемов, сигналов и символов, как нам кажется, постоянно
повторяется тема Иоанна Крестителя. Снова и снова он или образы, обозначающие его, возвышаются
над Иисусом, даже — если, конечно, мы правы — в символах, отображенных в Туринской
Плащанице.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|