|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 14
сожалению, удобный насест для равнодушных к святыням голубям. Поднятый вверх указательный
палец — то, что мы называем «жестом Иоанна», — фигурирует в картине Рафаэля «Школа в Афинах»
(1509). Почтенный Платон повторяет этот жест, но в обстоятельствах, которые не связаны с какими
бы то ни было таинственными аллюзиями, как может вообразить себе читатель. На самом деле
моделью для Платона был не кто иной, как сам Леонардо, и жест этот, очевидно, был не только
характерен для него, но имел также глубокий смысл (как, предположительно, и для Рафаэля, и других
людей из этого круга).
Рожковое дерево — (Ceratonia silequa), растение семейства цезальпиниевых,
плодоносит. Высота до 10 м. (Прим. ред.)
Если вам кажется, что мы придаем слишком большое значение тому, что назвали «жестом
Иоанна», взглянем на другие примеры в работах Леонардо. Жест фигурирует в нескольких его
картинах и, как мы уже говорили, всегда обозначает одно и то же. В его незавершенной картине
«Поклонение волхвов» (которая была начата в 1481 году) анонимный свидетель повторяет этот жест
возле холма, на котором растет рожковое дерево2. Многие вряд ли даже замечают эту фигуру,
поскольку их внимание приковано к главному, по их мнению, в картине — поклонению мудрецов или
волхвов Святому Семейству. Прекрасная, мечтательная Мадонна с младенцем Иисусом на коленях
изображена как бы в тени. Волхвы стоят на коленях, протягивая дары ребенку, а на заднем плане
изображена толпа людей, которые пришли поклониться матери и младенцу. Но, как и в случае с
«Тайной Вечерей», это произведение только на первый взгляд христианское, и оно заслуживает
пристального изучения.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|