|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 319
канцлером.
Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король
Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор
отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен
в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.
В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей
своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515-1516 гг. и уже в 1516 году,
при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "
Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое
«Утопией», принесло Мору всемирную славу. Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором,
составившем его из двух греческих слов: «ош «не» и «topos» — «место». Буквально «Утопия»
означает " место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».
В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут
идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название
острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в
реальном мире.
Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем,
самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из
двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном
им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль
Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.
Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как
своеобразное продолжение платоновского «Государства» — как и у Платона, в сочинении Томаса
Мора дается описание идеального общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия.
Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-
философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих
гуманистов и прежде всего с "философией Христа".
Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном -
общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном
мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда
все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все
распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе
несчастны".
Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И
недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев,
которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и
добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает".
Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям
Платона и устами своего героя заявляет: " Для общественного благополучия имеется один-
единственный путь — объявить во всем равенство". Равенство предполагается во всех сферах — в
хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере
— в Утопии отменена частная собственность.
Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для
рождения общества всеобщей справедливости: " Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет
сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он
позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы". Более того, "оттого что здесь нет
скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего". И — "хотя ни у кого там
ничего нет, все, однако же, богаты".
В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в Утопии также отменены и,
следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы,
скаредность, стремление к роскоши и т. д.
Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью —
это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возмож
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|