|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 317
Как-то раз я попытался руководствоваться при исполнении моих служебных обязанностей
воззрениями и набором жизненных правил — строгих, необычных, жестких и беспорочных,
придуманных мною в моем углу или привитых мне моим воспитанием, которые я применяю в моей
частной жизни если не без некоторых затруднений, то все же уверенно; короче говоря, я попытался
руководствоваться добродетелью отвлеченной и весьма ревностной. И что же! Я обнаружил, что мои
правила совершенно неприемлемы и, больше того, даже опасны. Кто затесывается в толпу, тому
бывает необходимо пригнуться, прижать к своему телу локти, податься назад или, напротив, вперед,
даже уклониться от прямого пути в зависимости от того, с чем он столкнется; и ему приходиться жить
не столько по своему вкусу, сколько по вкусу других, не столько в соответствии со своими
намерениями, сколько в соответствии с намерениями других, в зависимости от времени, от воли
людей, в зависимости от положения дел.
Платон говорит, что кому удается отойти от общественных дел, не замарав себя самым
отвратительным образом, тот, можно сказать, чудом спасается. И он же говорит, что, веля своему
философу стать во главе государства, он имеет в виду не какое-нибудь развращенное государство
вроде Афин — и тем более вроде нашего, в котором сама мудрость, и та потеряла бы голову. Ведь и
растение, пересаженное в совершенно непривычную и непригодную для него почву, скорее само
приспособляется к ней, чем приспособляет ее к себе.
Я чувствую, что если бы мне пришлось полностью отдаться подобным занятиям, я был бы
вынужден во многом изменить себя и ко многому примениться. Даже если бы я смог это сделать (а
почему бы и нет, будь только у меня достаточно времени и старания), я бы ни за что этого не захотел;
небольшего опыта, который я имею в этих делах, оказалось достаточно, чтобы я проникся к ним
отвращением. Правда, я ощущаю, как в душе у меня копошатся смутные искушения, порождаемые во
мне честолюбием, но я одергиваю себя и не даю им над собой воли:
At tu, Catulle, obstinatus obdura.
Меня не призывают к подобной деятельности, и я нисколько этим не огорчаюсь. Свободолюбие
и приверженность к праздности — мои основные свойства, а эти свойства совершенно несовместимы
с упомянутым занятием.
Мы не умеем распознавать человеческие способности; их оттенки и их границы с трудом
поддаются определению и едва уловимы. На основании пригодности кого-либо к частной жизни
заключать о его пригодности к исполнению служебных обязанностей — значит делать ошибочное
заключение: такой-то прекрасно себя ведет, но он не умеет вести за собой других, такой-то творит
«Опыты», но не очень-то горазд на дела; такой-то отлично руководит осадой, но не мог бы
руководить сражением в поле; такой-то превосходно рассуждает в частной беседе, но он плохо
говорил бы перед народом или перед лицом государя. И если кто-нибудь отлично справляется с тем-
то и тем-то, то это говорит скорее всего о том, что с чем-либо другим ему, пожалуй, не справиться. Я
нахожу, что души возвышенные не меньше способны на низменные дела, чем — на возвышенные.
... Узы, которые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять
нашу душу и соединять ее с нашим Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих
суждениях, доводах и страстях, а на божественном и сверхъестественном основании; они должны
покоиться на авторитете Бога и Его благодати: это их единственная форма, единственный облик,
единственный свет. Так как вера управляет и руководит нашим сердцем и нашей душой, то
естественно, что она заставляет служить себе и все другие наши способности, в зависимости от их
важности. Поэтому нет ничего невероятного в том, что на всей вселенной лежит некий отпечаток
руки этого великого Ваятеля и что в земных вещах есть некий образ, до известной степени схожий с
создавшим и сформировавшим их Творцом. Он наложил на эти возвышенные творения печать своей
божественности, и только по неразумению нашему мы не в состоянии ее обнаружить. Он сам заявляет
нам об этом, говоря, что "эти невидимые дела Его раскрываются нам через дела видимые". Раймунд
Сабундский потратил немало усилий на изучение этого важного вопроса, и он показывает нам, что
нет такого существа на свете, которое отрицало бы своего Творца. Было бы оскорблением
Божественной благости, если бы вселенная не была заодно с нашей верой. Небо, земля, стихии, наши
душа и тело — все принимают в этом участие, надо лишь уметь найти способ
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|