|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 307
го, докуда его довели, усваивал я также не сразу; находчивости во мне было мало, и, ко всему, я
страдал почти полным так что трудно даже поверить — отсутствием памяти. Поэтому нет ничего
удивительного, что отцу так и не удалось извлечь из меня что-нибудь стоящее. А во-вторых, подобно
всем тем, кем владеет страстное желание выздороветь и кто прислушивается поэтому к советам
всякого рода, этот добряк, безумно боясь потерпеть неудачу в том, что он так близко принимал к
сердцу, уступил, в конце концов, общему мнению, которое всегда отстает от людей, что идут впереди,
вроде того как это бывает с журавлями, следующими за вожаком, и подчинился обычаю, не имея
больше вокруг себя тех, кто снабдил его первыми указаниями, вывезенными им из Италии. Итак, он
отправил меня, когда мне было около шести лет, в гиеньскую школу, в то время находившуюся в
расцвете и почитавшуюся лучшей во Франции. И вряд ли можно было бы прибавить еще что-нибудь к
тем заботам, которыми он меня там окружил, выбрав для меня наиболее достойных наставников,
занимавшихся со мною отдельно, и выговорив для меня ряд других, не предусмотренных в школах,
преимуществ. Но как бы там ни было, это все же была школа. Моя латынь скоро начала здесь
портиться, и, отвыкнув употреблять ее в разговоре, я быстро утратил владение ею. И все мои знания,
приобретенные благодаря новому способу обучения, сослужили мне службу только в том отношении,
что позволили мне сразу перескочить в старшие классы. Но, выйдя из школы тринадцати лет и
окончив, таким образом, курс наук (как это называется на их языке), я, говоря по правде, не вынес
оттуда ничего такого, что представляет сейчас для меня хоть какую-либо цену.
Впервые влечение к книгам зародилось во мне благодаря удовольствию, которое я получил от
рассказов Овидия в его «Метаморфозах». В возрасте семи-восьми лет я отказывался от всех других
удовольствий, чтобы наслаждаться чтением их; помимо того, что латынь была для меня родным
языком, это была самая легкая из всех известных мне книг и к тому же наиболее доступная по своему
содержанию моему незрелому уму. Ибо о всяких там Ланселотах с Озера, Амади-сах, Гюонах
Бордоских и прочих дрянных книжонках, которыми увлекаются в юные годы, я в то время и не
слыхивал (да и сейчас толком не знаю, в чем их содержание), — настолько строгой была дисциплина,
в которой меня воспитывали. Больше небрежности проявлял я в отношении других задаваемых мне
уроков. Но тут меня выручало то обстоятельство, что мне приходилось иметь дело с умным
наставником, который умел очень мило закрывать глаза как на эти, так и на другие, подобного же
рода мои прегрешения. Благодаря этому я проглотил последовательно «Энеиду» Вергилия, затем
Теренция, Плавта, наконец, итальянские комедии, всегда увлекавшие меня занимательностью своего
содержания. Если бы наставник мой проявил тупое упорство и насильственно оборвал это чтение, я
бы вынес из школы лишь лютую ненависть к книгам, как это случается почти со всеми нашими
молодыми дворянами. Но он вел себя весьма мудро. Делая вид, что ему ничего не известно, он еще
больше разжигал во мне страсть к поглощению книг, позволяя лакомиться ими только украдкой и
мягко понуждая меня выполнять обязательные уроки. Ибо главные качества, которыми, по мнению
отца, должны были обладать те, кому он поручил мое воспитание, были добродушие и мягкость
характера. Да и в моем характере не было никаких пороков, кроме медлительности и лени. Опасаться
надо было не того, что я сделаю что-нибудь плохое, а того, что я ничего не буду делать. Ничто не
предвещало, что я буду злым, но все — что я буду бесполезным. Можно было предвидеть, что мне
будет свойственна любовь к безделью, но не любовь к дурному.
Я вижу, что так оно и случилось. Жалобы, которыми мне протрубили все уши, таковы: "Он
ленив; равнодушен к обязанностям, налагаемым дружбой и родством, а также к общественным;
слишком занят собой". И даже те, кто менее всего расположен ко мне, все же не скажут: "На каком
основании он захватил то-то и то-то? На каком основании он не платит?" Они говорят: "Почему он не
уступает? Почему не дает?"
Я буду рад, если и впредь ко мне будут обращать лишь такие, порожденные
сверхтребовательностью, упреки. Но некоторые несправедливо требуют от меня, чтобы я делал то,
чего я не обязан делать, и притом гораздо настойчивее, чем требуют от себя того, что они обязаны
делать. Осуждая меня, они заранее отказывают тем самым любому моему поступку в награде, а мне
— в благодарности, которая была бы лишь справедливым воздаянием должного. Прошу еще при этом
учесть, что всякое хорошее дело, совершенное мною, должно цениться тем больше, что сам я меньше
кого-либо пользовался чужими благодеяниями. Я могу тем свободнее распоряжаться моим
имуществом, чем больше оно мое. И если бы я любил расписывать все, что делаю, мне было бы легко
отвести от себя эти упреки. А иным из этих господ я сумел бы без труда доказать, что
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|