|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 302
ность великого Александра из-за того, что он отказался пить так же много, как тот. Пусть юноша
хохочет, пусть шалит, пусть беспутничает вместе со своим государем. Я хотел бы, чтобы даже в
разгуле он превосходил выносливостью и крепостью своих сотоварищей. И пусть он никому не
причиняет вреда не по недостатку возможностей и умения, а лишь по недостатку злой воли. Multum
interest utrum peccare aliquis nolit aut nesciat. Как-то раз, находясь в веселой компании, я обратился к
одному вельможе, который, пребывая во Франции, никогда не отличался беспорядочным образом
жизни, с вопросом, сколько раз в жизни ему пришлось напиться, находясь на королевской службе в
Германии. Задавая этот вопрос, я имел в виду выразить ему свое уважение, и он так это и принял. Он
ответил, что это случилось с ним трижды, и тут же рассказал, при каких обстоятельствах это
произошло. Я знаю лиц, которые, не обладая способностями подобного рода, попадали в весьма
тяжелое положение, ведя дела с этой нацией. Не раз восхищался я удивительной натурой Алкивиада,
который с такой легкостью умел приспособляться, без всякого ущерба для своего здоровья, к самым
различным условиям, то превосходя роскошью и великолепием самих персов, то воздержанностью и
строгостью нравов — лекедемонян, то поражая всех своим целомудрием, когда был в Спарте, то
сладострастием, когда находился в Ионии.
Omnis Aristippum decuit color, et status, et res.
Таким хотел бы я воспитать и моего питомца,
quem duplici panno patientia velat Mirabor, vitae
via si conversa decebit, Personamque feret non
inconcinnus utramque.
Вот мои наставления. И больше пользы извлечет из них не тот, кто их заучит, а тот, кто
применит их на деле. Если вы это видите, вы это и слышите; если вы это слышите, вы это и видите.
Да не допустит Бог, говорит кто-то у Платона, чтобы занятия философией состояли лишь в
усвоении разнообразных знаний и погружении в науку! Напс amplissimam omnium artium bene vivendi
disciplinary vita magis quam litteris persecutisunt.
Леон, властитель Флиунта, спросил как-то Гераклида Понтийского, какой наукой или каким
искусством он занимается. " Я не знаю ни наук, ни искусств, — ответил тот, — я — философ".
Диогена упрекали в том, что, будучи невежественным в науках, он решается браться за
философию. "Я берусь за нее, — сказал он в ответ, — с тем большими основаниями". Гегесий
попросил его прочитать ему какую-то книгу. "Ты смешишь меня! — отвечал Диоген. — Ведь ты
предпочитаешь настоящие фиги нарисованным, — так почему же тебе больше нравятся не
действительные деяния, а рассказы о них?"
Пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть
он повторяет их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его
начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своем поведении, ум и изящество в речах,
стойкость в болезнях, скромность в забавах, умеренность в наслаждениях, неприхотливость в питье и
пище, — будет ли то мясо или же рыба, вино или вода, — умеет ли соблюдать порядок в своих
домашних делах: Oui disciplinam suam, non ostentationem scientiae, sed legem vitae putet, quique
obtemperet ipse sibi, et decretis pareat.
Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|