|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 275
щают.
ДЕЗИДЕРИЙ ЭРАЗМ
РОТТЕРДАМСКИЙ (ок.1469-1536)
Имя Эразма Роттердамского стало своего рода символом Эпохи Возрождения. В самом деле,
человек выдающегося литературного таланта и огромнейшего трудолюбия, Эразм Роттердамский еще
при жизни был назван "королем гуманистов", став как бы общеевропейским лидером
гуманистического движения.
Настоящее его имя — Герхард Герхардс (Дезидерий Эразм — это латинское прочтение).
Родился он в нидерландском городе Роттердаме и был незаконнорожденным сыном священника и его
служанки. Еще в молодости он принялся серьезно изучать теологию, философию, литературу,
историю. В 1492 году он был возведен в сан священника, обязанности которого исполнял в течение
восьми лет.
В конце XV века Эразм оказался в Лондоне, где встретился с членами гуманистического кружка
Джона Колета. Участие в этом кружке несомненно оказало значительное влияние на становление
мировоззрения нидерландского мыслителя.
Впоследствии Эразм Роттердамский проживал в различных европейских странах. Практически
все свое время он посвящал литературным занятиям. Одним из важнейших результатов его трудов
стало издание Нового Завета: в 1517 году — на греческом языке, а в 1519 — в переводе Эразма на
латинский язык. Новый перевод Эразма Роттердамского заменил старый латинский перевод
("Вульгату"), изобилующий многочисленными ошибками. Столь же большое значение имели и новые
исправленные издания сочинений отцов церкви Аврелия Августина, Дионисия Ареопагита, Василия
Великого, Оригена и других, чем Эразм занимался в течение последних двадцати лет жизни (с 1516
по 1536 гг.).
И, конечно же, важную роль в развитии европейской общественной мысли сыграли
произведения самого Эразма, ставшие очень популярными — "Оружие христианского воина" (1503
г.). "О свободе воли" (1524 г.) и другие. А наибольшую известность получила его знаменитейшая
"Похвала глупости" (1509 г., издана в 1511 г.).
Дезидерий Эразм Роттердамский никоим образом не вписывается в классический образ
философа-ученого, всего себя отдающего познанию мудрости этого мира. Наоборот, можно сказать,
что его философская деятельность посвящена была поиску ответа на вопрос, заданный еще апостолом
Павлом — "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" (1 Коринф., 1:20). И практически вся
предшествующая традиция схоластической философии, которая пыталась с помощью разума
трактовать вопросы веры, Эразму и представляется тем самым «безумием».
Поэтому в большинстве своих сочинений, а особенно в "Похвале глупости", Эразм
Роттердамский с присущими ему сарказмом и иронией выводит образы философов-схоластов,
"почитаемых за длинную бороду и широкий плащ, которые себя одни полагают мудрыми". "А ведь
природа посмеивается свысока над всеми их догадками, — горестно заключает Эразм, — и нет в их
науке ничего достоверного".
По мнению Эразма, мудрость заключается вовсе не в многознании, к которому стремится
человеческий разум, но в возвращении к простоте Христовой Благой Вести, заключенной в
Евангелие. Из этого убеждения и рождается идея "философии Христа" (или "христианский
гуманизм"), которую проповедовал " король гуманистов".
В "философии Христа" Эразм Роттердамский напрямую связал гуманистические взгляды своих
предшественников с христианским вероучением, считая, что истинный смысл гуманизма Эпохи
Возрождения — обновление человеческой природы путем возрождения Христовых заповедей в душе
всякого человека. "Что есть философия Христа, которую Он Сам называет возрождение, если не
обновление природы, сотворенной благой?" — спрашивает Эразм. Следовательно, искренняя вера,
истинная христианская любовь, истовая надежда на спасение — все это и составляет суть "философии
Христа".
С другой стороны, Эразм наполняет христианским содержанием многие гуманистические
лозунги. Так он толкует популярную в Эпоху Возрождения " апологию наслаждения". Для Эразма
истинное наслаждение состоит в отказе от удовольствий земных, телесных. Более того, речь у
нидерландского мыслителя идет об иноческой жизни, монашеском презрении к миру, как об идеале
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|