|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 273
обладает мудростью, бесполезно давать благие советы, если только такой государь случайно не
доверится мудрому советнику, который будет принимать за него все решения. Но хотя подобное
положение и возможно, ему скоро пришел бы конец, ибо советник сам сделался б государем. Когда
же у государя не один советник, то, не обладая мудростью, он не сможет примирить разноречивые
мнения; кроме того, каждый из советников будет думать лишь о собственном благе, а государь этого
не разглядит и не примет меры. Других же советников не бывает, ибо люди всегда дурны, пока их не
принудит к добру необходимость. Отсюда можно заключить, что добрые советы, кто бы их не давал,
родятся из мудрости государей, а не мудрость государей родится из добрых советов.
ГЛАВА XXIV
Почему государи Италии лишились своих государств
Если новый государь разумно следует названным правилам, он скоро утвердится в государстве
и почувствует себя в нем прочнее и увереннее, чем если бы получил власть по наследству. Ибо новый
государь вызывает большее любопытство, чем наследный правитель, и если действия его исполнены
доблести, они куда больше захватывают и привлекают людей, чем древность рода. Ведь люди гораздо
больше заняты сегодняшним днем, чем вчерашним, и если в настоящем обретают блого, то
довольствуются им и не ищут другого; более того, они горой станут за нового государя, если сам он
будет действовать надлежащим образом. И двойную славу стяжает тот, кто создаст государство и
укрепит его хорошими законами, хорошими союзниками, хорошим войском и добрыми примерами;
так же как двойным позором покроет себя тот, кто, будучи рожден государем, по неразумию лишится
власти.
Если мы обратимся к тем государям Италии, которые утратили власть, таким, как король
Неаполитанский, герцог Миланский и другие, то мы увидим, что наиболее уязвимым их местом было
войско, чему причины подробно изложены выше. Кроме того, некоторые из них либо враждовали с
народом, либо, расположив к себе народ, не умели обезопасить себя со стороны знати. Ибо там, где
нет подобных изъянов, государь не может утрат ить власть, если имеет достаточно сил, чтобы
выставить войско. Филипп Македонский, не отец Александра Великого, а тот, что был разбит Титом
Квинцием, имел небольшое государство по сравнению с теми великими, что на него напали, -Римом и
Грецией, но, будучи воином, а также умея расположить к себе народ и обезопасить себя от знати, он
выдержал многолетнюю войну против римлян и греков и хотя потерял под конец несколько городов,
зато сохранил за собой царство.
Так что пусть те из наших государей, кто, властвуя много лет, лишился своих государств,
пеняют не на судьбу, на собственную нерадивость. В спокойное время они не предусмотрели
возможных бед — по общему всем людям недостатку в затишье не думать о буре, — когда же настали
тяжелые времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то, что подданные,
раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет другого выхода, хорош и
такой, плохо лишь отказываться ради него от всех прочих, точно так же как не стоит падать,
полагаясь на то, что тебя поднимут. Даже если тебя и выручат из беды, это небезопасно для тебя, так
какты окажешься в положении зависимом и унизительном. А только те способы защиты хороши,
основательны и надежны, которые зависят от тебя самого и от твоей доблести.
ГЛАВА XXV
Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять
Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба
и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда
делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием.
Особенно многие уверовали в это за последние годы, когда на наших глазах происходят перемены
столь внезапные, что всякое человеческое предвидение оказывается перед ними бессильно. Иной раз
и я склоняюсь к общему мнению, задумываясь о происходящем.
И однако, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба
распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она
предоставляет самим людям. Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет
берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все
отступают перед ее напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так, — разве это мешает людям
принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так,
чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|