|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 260
ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного
человека.
Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что человек -это
существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках руководствующееся лишь собственными
интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, интерес — это самый могущественный и чуть ли не
единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса достаточно различны, однако
самый важный интерес связан с сохранением собственности, имущества и с приобретением новой
собственности и нового имущества. Он утверждал, что "люди скорее простят смерть отца, чем потерю
имущества". В одной из работ встречается и такой, довольно резкий пассаж, подчеркивающий
неискоренимый эгоизм человеческой природыГ". О людях в целом можно сказать, что они
неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет
нажива". Иначе говоря, Макиавелли показывает, что человек — это бесконечное сочетание добра и
зла, и зло столь же присуще человеческой природе как и добро.
Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если
христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему
Божественному Провидению, заранее определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует
совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не
«фатум» (рок, неизбежность), а «фортуна». Судьба-фортуна никогда не может полностью определить
жизнь человека. Более того, в «Государе», флорентийский мыслитель пытается даже вычислить
соотношение — насколько жизнь человека зависит от высших обстоятельств, а насколько от него
самого. И приходит к выводу, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять
другой половиной или около того она предоставляет нам самим".
И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей "лучше быть
смелым, чем осторожным", ибо " фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее
и пинать".
Будучи сам " человеком действия", Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке -это
способность к деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на
эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности он назвал «доблестью» ("вирту").
«Вирту» присуща далеко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в
истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья «доблесть» заставляет их совершать
выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. И Макиавелли призывает
брать пример с этих людей, осознающих потребности своего времени и способных делать то, что
необходимо в данный момент.
С этой точки зрения, в работах Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение
все предшествующие гуманистические рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись
от чисто религиозно-философских рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует
определенные правила и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют
жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает в сочинениях Макиавелли во
всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями
и злыми поступками.
Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в рассуждениях на тему
власти и значении государя. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все
той же эгоистической природы человека. Государство — это высшая сила, способная поставить
достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от
самоуничтожения. Люди, руководствуясь интересом самосохранения, и создают государство.
Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские убеждения,
приходит к выводу, что наиболее целесообразным и полезным государственным устройством
является все же монархия. Отсюда возникает его идея "нового государя". "Новый государь" должен
опираться не на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь. Люди не
могут быть только добрыми и хорошими, они — и хорошие, и плохие одновременно. Государь, если
он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее и на плохое. Иначе говоря,
в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь
выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.
Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства обязан " по возможности не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|