|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 252
едином" и " О бесконечности, вселенной и мирах".
Философские воззрения Ноланца формировались под влиянием многих предшествующих
учений: неоплатонизма, стоицизма, идей Демокрита и Эпикура, Гераклита, гуманистических теорий.
Заметно воздействие концепций арабоязычных философов Аверроэса и Авиценны, а также
еврейского философа Авицеброна (которого, впрочем, тогда считали арабом Ибн Гебиролем).
Внимательно изучал Бруно и тексты Гермеса Трисмегиста, которого в собственных сочинениях Бруно
называл Меркурием. Большое значение для Бруно имела теория Коперника о гелиоцентрическом
строении Вселенной, послужившая отправной точкой для его собственных космологических
представлений. Современные исследователи подчеркивают серьезное влияние философии Николая
Кузанского, особенно учения о совпадении противоположностей. Наверное, только Аристотеля и
основывавшихся на нем философов-схоластов Бруно не принимал вовсе и постоянно критиковал.
Философским контрапунктом учения Джордано Бруно является учение о совпадении
противоположностей, почерпнутое им, как уже говорилось, у Николая Кузанского. Размышляя о
совпадении бесконечного и конечного, высшего и низшего, Бруно развивает учение о совпадении
максимума и минимума. Используя в том числе и математические термины, он приходит к выводу,
что раз максимум и минимум совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех
вещей, "неделимым началом". Но так как минимум это "единственная и коренная субстанция всех
вещей", то "невозможно, чтобы она имела точное определенное имя и такое название, которое
обладало бы положительным, а не отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает,
что следует различать три рода минимумов: в философии — это монада, в физике — атом, в
геометрии — точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его качества:
минимум, как субстанция всех вещей, является основой всего, в том числе и максимума: "Так,
субстанция вещей нисколько не изменяется, она является бессмертной, ее не рождает никакая
возможность и никакая не уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей
рождаются рожденные и в нее они разрешаются".
Учение о совпадении минимума и максимума переносится Бруно и в теологию. Его
представления о Боге можно охарактеризовать как пантеизм: "Бог есть бесконечное в бесконечном, он
находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего", — писал Ноланец.
Развивая свои пантеистические представления, Бруно утверждает: "Природа.... есть не что иное, как
Бог в вещах". Таким образом, в теологическом плане итальянский мыслитель сближает Бога и
природу, а в философском — форму и материю. В результате саму материю Бруно называет не иначе
как "божественное бытие в вещах", тем началом, которое "все производит из собственного лона".
Следовательно, мир, в каждом элементе которого присутствует Бог, является одушевленным:
"Мир одушевлен со всеми его членами". При этом душа — это "ближайшая формирующая причина,
внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Бруно близка неоплатоническая идея о Душе Мира, как
формирующей силе, поэтому в его диалогах Душа Мира иногда подменяет собой Бога, ибо является
неким мировым Разумом (интеллектом).
Учение о совпадении противоположностей, пантеистическая трактовка сущности Бога и
признание всемирной одушевленности материального бытия приводят Джордано Бруно к
утверждению идеи абсолютного единства мира: "Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина,
говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, едина форма, или душа, едина материя,
или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее". Таким образом, вселенная " в
своем бытии заключает все противоположности в единстве и согласии". Поэтому он приходит к
выводу, что "все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы в ней, она — в нас".
Именно единство — это "единое вечное" в мире.
Познание единства мира, по убеждению Джордано Бруно, является главной целью познания
вообще. "Те философы, — пишет он, — которые нашли это единство, обрели себе в подруги
мудрость". Продолжает: " Мудрость, истина, единство фактически являются одной и той же вещью".
Сами способы познания и их взаимоотношения, Бруно определяет также, как и Николай Ку-
занский: чувственное познание (sensus) служит основой рассудочного познания (ratio), которое, в
свою очередь, является фундаментом разумного или интеллектуального познания (intellectus). Правда,
Бруно придает гораздо меньшее значение чувственному познанию, зато он верил в бесконечные
возможности разума.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|