|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 251
Итак, почтеннейшие отцы, поскольку вам уже ясна суть дела, то, чтобы не томить вас, ибо я
вижу, что вы, подготовленные и оснащенные, весьма жаждете битвы, — начнем схватку в добрый час,
сигнал уже прозвучал.
ДЖОРДАНО
БРУНО (1548-
1600)
Джордано Бруно родился в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по месту рождения,
он сам называл себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи мелкого дворянина, но уже в ранние годы
увлекся науками, теологией и еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Впрочем,
исключительно богословское образование, которое Бруно мог получить в монастыре, вскоре
перестало удовлетворять его поискам истины. Ноланец увлекся идеями гуманизма, стал изучать
философию как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Уже в юные годы четкое
выражение приобрела одна характерная черта Джордано Бруно — обладая бескомпромиссным
характером, он с юных лет и до конца жизни жестко и бестрепетно отстаивал свои взгляды, не боялся
вступать в споры и диспуты. В этой бескомпромиссности нашел выражение тезис о " героическом
энтузиазме", которое Бруно выдвигал как главное качество истинного ученого — в борьбе за истину
нельзя испытывать страха даже перед смертью. Но для самого Бруно героическая борьба за истину
всю жизнь служила источником его бесконечных конфликтов с окружающими.
Один из таких конфликтов, случившийся у молодого монаха с начальством монастыря, привел
к тому, что Бруно пришлось бежать из обители. В течение нескольких лет он скитался по городам
Италии и Франции. Лекции, которые Бруно посещал в университетах Тулузы и Парижа, тоже нередко
заканчивались жаркими спорами Ноланца с профессорами и студентами. Более всего итальянского
мыслителя возмущала приверженность преподавателей университетов схоластике, которая, как он
считал, уже давно изжила себя. Конфликты с ученым сообществом продолжались и в Англии, где
Бруно посещал Оксфордский университет.
В эти же годы Джордано Бруно плодотворно работает над собственными сочинениями. В 1584-
1585 гг. в Лондоне были опубликованы шесть его диалогов на итальянском языке, в которых он
изложил системы своего мировоззрения. Именно в этих сочинениях впервые прозвучали идеи
множественности миров, отрицающие традиционное представление о Земле как центре Вселенной.
Эти идеи вызвали резкое неприятие у римско-католической церкви как еретические, преступающие
церковные догматы. Кроме того, в диалогах Бруно содержалась жесткая и едкая критика, которой он
подверг ученых-схоластов. Вновь оказавшись в центре конфликта, вызвав неудовольствие ученых
кругов, Ноланец был вынужден покинуть Англию и уехать во Францию.
Вскоре он перебрался в Германию, где читал лекции в разных университетах. В 1591 г. он
опубликовал новый цикл сочинений, представлявших собой большей частью поэмы, написанные на
латинском языке, в которых Бруно развивал свои философские взгляды.
Весной 1592 г. Джордано Бруно направился в Италию, с намерением возглавить кафедру
математики в Падуанском университете. Но, оказавшись в Венеции, в мае того же года он был
арестован местной инквизицией. Через год, по требованию самого папы римского, Бруно был выдан
римской инквизиции. В течение нескольких лет, которые он провел в застенках, инквизиторы
добивались у Ноланца отречения от его философских взглядов, как еретических. Однако Джордано
Бруно все это время продолжал оставаться столь же бескомпромиссным человеком, каким был с
юных лет. Наконец, через семь лет состоялся суд, приговоривший философа к смертной казни -
сожжению на костре. 17 февраля 1600 года, в юбилейный год папы Климента VIII, когда в Риме
собрались десятки тысяч верующих католиков со всего мира, на Площади цветов Джордано Бруно
был сожжен. История донесла до нас его последние слова, обращенные к судьям инквизиции: " Быть
может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!"
В 1603 г. все произведения Бруно были зачислены в Индекс запрещенных книг, а его имя
запретили даже упоминать. Лишь в конце XIX столетия вновь заговорили о бесстрашном философе. 9
июня 1889 г. в Риме на месте казни торжественно открылся памятник Джордано Бруно. Начались и
публикации его сочинений на разных языках, в том числе и на русском языке.
Перу Джордано Бруно принадлежит большое число произведений, причем некоторые из них не
опубликованы до сих пор и хранятся в рукописях.
В философском отношении наиболее значимыми являются диалоги "О причинах, начале и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|