|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 246
ши тверже и непоколебимое. Полагаю, нечто иное хотели символически выразить поэты знаменитым
оружием Паллады или евреи, утверждающие, что железо — знак мудрости, — как то, что это очень
почетный вид состязания, необходимый как для выявления, так и для защиты истины. Не случайно
халдеи при рождении будущего философа желали, чтобы Марс смотрел на Меркурия как бы с
треугольного положения, ибо вся философия, если лишить ее сражений и битв, стала бы ленивой и
сонной. Мне труднее защититься от тех, кто говорит, будто я не способен для такого предприятия:
если бы я, считал себя равным, то, пожалуй, был бы нескромным, а если сочту себя неспособным, то
буду казаться безрассудным и опрометчивым. Вы видите, в какие теснины я попал, в каком
положении оказался, что не могу без вины обещать того, что затем не смогу дать без порицания. Я
мог бы привести слова Иова — "дух существует во всем" — и вместе с Тимофеем услышать: "пусть
никто не осуждает твою молодость". Скажу искренне, что во мне нет ничего ни великого, ни
особенного. Не отрицая того, что я образован и питаю страсть к литературе, я все же не присваиваю и
не принимаю имени ученого. Отчего же я взвалил на свои плечи это тяжелое бремя? Не потому, что я
не сознавал свою слабость, но потому, что знал: быть побежденным в таком сражении, то есть в
ученом диспуте, тоже полезно, и в этом его отличительное свойство.
Поэтому даже слабому не следует избегать сражения, но более того, он может и должен
бросаться в бой. Ибо потерпевший поражение благодаря этому получит от победителя не ущерб, а
награду — ведь он придет к будущим сражениям более ученым и опытным. Вдохновленный такой
надеждой, я, слабый солдат, не побоялся вступить в столь тяжелое состязание с самыми сильными и
храбрыми.
Если же это было сделано смело, то судить следует не столько по моему возрасту, сколько по
исходу сражения.
Остается, в-третьих, ответить тем, которые возмущены большим числом представленных
тезисов, как будто эта тяжесть упала на их плечи, а не мне одному пришлось нести ее, как бы ни было
тяжело. Конечно, неприлично и весьма мелочно определять меру чужого труда, да притом в деле, в
котором, как говорит Цицерон, чем больше стремиться к умеренности, тем лучше. Несомненно, в
таком большом предприятии я по необходимости должен был либо уступить, либо, если смогу,
убедить. Не понимаю, почему похвально представить десять тезисов и повинно представлять
девятьсот. Если я не выдержу испытания, то ненавидящие пусть меня обвинят, а любящие -простят. К
тому же тот факт, что столь тяжелое и большое предприятие затеял юноша слабых способностей и
недостаточно ученый, заслуживает скорее похвалы, чем обвинения. Ведь говорит поэт: если не хватит
сил, будет похвальной смелость; в большом деле много значит и желание. Но если в наше время
подражатели Горгия Леонтина имеют обыкновение предлагать для диспута не только девятьсот
тезисов, но все вопросы по всем наукам, что похвально, то почему мне не позволяется — или хотя бы
пусть не ставится в вину поспорить по многим, но конкретным и определенным вопросам? Говорят,
что это чрезмерно и честолюбиво. Я же, наоборот, утверждаю, что сделать это не только не лишне, но
необходимо, ибо если задуматься о принципе философствования, то станет ясно, что это совершенно
необходимо.
Те, которые причисляют себя к философским школам Фомы или Скота и у которых сейчас
многое в руках, могут обсуждать свою доктрину в немногих предложенных для дискуссии вопросах.
Для себя же я решил, никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все
исследовать, изучать все школы.
Поскольку надо коснуться всех доктрин, чтобы не казалось, будто я защищаю одну и
пренебрегаю остальными, предложенные вопросы в совокупности должны были оказаться
многочисленными, даже если совсем мало сказать по каждому из них. Не следует меня порицать, если
я буду гостем повсюду, куда меня забросит судьба. Всеми древними было отмечено, что при изучении
различных сочинений не следует проходить мимо того, что может натолкнуть на тщательные
размышления; это особенно отмечал Аристотель, которого Платон называл поэтому «читателем».
Ясно, что лишь недалекому уму свойственно ограничить себя Портиком или Академией.
Если не познаешь все школы весьма близко, не сумеешь выделть из них свою собственную.
Добавлю, что каждая школа имеет свою особенность. В самом деле, если начать с наших школ, к
которым подошла в итоге философия, то у Иоанна Скота есть что-то свежее и спорное, у Фомы -
прочное и однородное, у Эгидия — чистое и точное, у Франциска — резкое и остроумное, у Альберта
старинное, всеобъемлющее и величественное, у Генриха, как мне кажется, всегда возвышенное и
достойное уважения. У арабов: Аверроэса — твердое и непоколебимое, Авемпаса и Аль-Фараби
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|