|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 245
печень и сердце, — то мы призовем небесного врача Раффаила, который излечит нас моралью и
диалектикой, как целебными лекарствами. Затем Гавриил, сила Бога, приютит нас, оздоровленных, и
поведет через чудеса природы, повсюду указывая на доброту и могущество Бога, и, наконец, передаст
нас верховному жрецу Михаилу, который наградит нас, отличившихся в занятиях философией,
жреческим саном теологии, как короной из драгоценных камней.
Вот причины, почтеннейшие отцы, которые не только вдохновляют, но увлекают меня на
изучение философии. Конечно, я не говорил бы об этом, если бы не желал ответить тем, кто имеет
обыкновение осуждать изучение философии, в особенности выдающимися людьми, и тем, кто вообще
живет заурядной жизнью. Ведь в действительности изучение философии является несчастьем нашего
времени, так как находится скорее в презрении и поругании, чем в почете и славе.
Губительное и чудовищное убеждение, что заниматься философией надлежит немногим либо
вообще не следует заниматься ею, поразило все умы. Никто не станет исследовать причин вещей,
движения природы, устройства вселенной, замыслов Бога, небесных и земных мистерий, если не
может добиться какой-либо благодарности или получить какую-либо выгоду для себя. К сожалению,
учеными стали считать только тех, кто изучает науки за вознаграждение. Скромная Паллада,
посланная клюдям сдарами богов, освистывается, порицается, изгоняется; нет никого, кто любил бы
ее, кто бы ей покровительствовал, разве что сама, продаваясь и извлекая жалкое вознаграждение из
оскверненной девственности, принесет добытые позором деньги в шкаф любимого. С огромным
сожалением я отмечаю: в наше время не правители, а философы думают и заявляют, что не следует
заниматься философией, так как философам не установлены ни вознаграждения, ни премии, как будто
они не показали тем самым, что не являются философами. И действительно, так как их жизнь
проходит в поисках денег или славы, то они даже для самих себя не размышляют над истиной. Я не
стыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к ней, и в
исследованиях и размышлениях никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату,
кроме формирования моей души и постижения истины, к которой я страстно стремился. Это
стремление было всегда столь сильным, что, отбросив заботу обо всех частных и общественных
делах, я предавался покою размышления, и ни зависть недоброжелателей, ни хула врагов науки не
смогли и не смогут отвлечь меня от этого. Именно философия научила меня зависеть скорее от
собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не слышать зла, но о
том, чтобы не сказать или не сделать, его самому.
Я уверен, ученейшие отцы, что насколько мой предполагаемый диспут окажется приятным вам,
любителям свободных искусств, почтившим его своим присутствием, настолько для многих других
он окажется тягостным и обременительным. Я знаю немало таких, кто и раньше осуждал мою
инициативу и теперь порицает ее всяческим образом.
Многие имели обыкновение хулить скорее тех, кто поступает правильно и свято во имя
добродетели, нежели тех, кто действует неправильно и грешно во имя порока. Другие вообще
осуждают такие диспуты и такой способ обсуждения доктрины, доказывая, что это делается более для
демонстрации блеска ума и учености, а не для достижения самого знания.
Одни, не осуждая такого рода практику, однако, не допускают ее с моей стороны, так как я в 24
года осмелился предложить диспут о высших таинствах христианской теологии, о высочайших
аргументах философии, о неизвестных науках, притом в прославленнейшем городе при огромном
стечении ученейших мужей.
Другие же, разрешая этот диспут, не хотят, чтобы обсуждались все 900 тезисов, клеветнически
утверждая, что это не только честолюбиво и высокомерно, но и выше моих сил. Я сдался бы перед
этими возражениями, если бы к тому побудила меня философия, которую я излагаю теперь. Я отвечу
по ее совету, если буду убежден, что этот диспут будет организован с целью обсуждения и полемики.
Пусть зависть, которая, по утверждению Платона, отсутствует у богов, не создает в наших умах
стремление критиковать. Давайте без предубеждения посмотрим, следовало ли мне выступать с
диспутом по стольким вопросам. Не буду возражать тем, кто порицает обычай публичного диспута,
— это вина, если она считается таковой, общая у меня не только с вами, выдающимися учеными,
которые очень часто решали эту задачу с большой славой и похвалой, но с Платоном, Аристотелем и
самыми прославленными философами всех времен. У них не было более верного способа достичь
понимания истины, кроме частого упражнения в диспутах. Подобно тому как гимнастика укрепляет
тело, так, несомненно, эта своеобразная духовная палестра делает силы ду
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|