|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 244
станем тем, кто нас создал.
Если кто-либо будет исследовать значение и тайный смысл священных имен Аполлона, то
увидит, что они свидетельствуют о том, что Бог является философом не менее, чем прорицателем.
И поскольку Аммоний достаточно полно рассказал об этом, у меня нет основания говорить об этом
иначе. О, отцы, пусть овладевают душой три дельфийские правила, необходимые особенно тому, кто
намеревается войти в святейший и августейший храм не ложного, но истинного Аполлона,
озаряющего всякую душу, входящую в этот мир! Вы увидите, что нас вдохновляло только то, что мы
все силы посвятили трехчастной философии, о которой сейчас идет речь. Знаменитое " ничего
слишком", согласно критерию меры, справедливо предписывает норму и правило всякой добродетели,
о чем говорит этика. Знаменитое "познай самого себя" побуждает и вдохновляет нас на познание всей
природы, с которой человек связан как бы брачными узами. Тот же, кто познает самого себя, все
познает в себе, как писали сначала Зороастр, а затем Платон в «Алкивиаде».
Затем, озаренные этим знанием благодаря философии природы, уже близкие к Богу, произнося
«Е1», то есть «ES» с теологическим приветствием "ты есть", обратимся к Аполлону радостно и
фамильярно. Но посоветуемся также с мудрейшим Пифагором, тем более мудрым, что он никогда не
считал себя достойным имени мудреца. Прежде всего он посоветует нам не отдыхать сверх меры, то
есть не оставлять в праздном бездействии разумную часть, посредством которой душа все измеряет,
судит и проверяет, но управлять ею и с помощью упражнений и правил диалектики постоянно ее
побуждать. Он укажет нам далее, что следует особенно остерегаться двух вещей: не мочиться против
солнца и не обрезать ногтей во время жертвоприношения.
Только после того как с помощью морали освободимся от чрезмерной страсти к наслаждениям
и удалим обрезки ногтей, так сказать, острые выступы гнева и жало души, мы примем участие в
жертвоприношении, то есть в тех упоминавшихся мистериях Вакха, отцом которых справедливо
считается солнце, и только тогда предадимся созерцанию.
Затем он укажет, чтобы мы накормили петуха, то есть напитали божественную часть нашей
души познанием божественных дел как истинной пищей и небесной амброзией. Это — тот петух,
чьего вида боится и опасается лев, то есть всякая земная власть. Это — тот петух, которому дан
интеллект, читаем у Иова. Когда этот петух поет, заблудившийся человек приходит в себя. Этот петух
ежедневно поет на утренней заре, когда звезды восхваляют Бога.
Сократ, когда умирал, и был уже недосягаем для болезней, и надеялся, что божественная часть
его души соединится с высшей божественностью мира, сказал, что этим петухом он обязан Эскулапу,
врачевателю душ.
Посмотрим памятники халдеев и увидим (если им можно верить), какие науки и искусства
открывают смертным путь к счастью. Халдейские толкователи пишут, будто Зороастр сказал, что
существует крылатая душа, которая стремительно падает в тело, когда крылья ее опадают, и
поднимается к небу, когда они вырастают. На вопрос учеников, каким образом летающие души
приобретают покрытые перьями крылья, он ответил: "Оросите крылья живительной водой". А когда
его спросили, откуда достать эту воду, он ответил по обычаю сравнением: "Рай Господа омывается и
орошается четырьмя потоками — зачерпните оттуда целебную воду".
Название текущего с севера — Пишон, что значит справедливость; текущего с запада — Пикон,
то есть искупление; текущего с востока Хиддекель, что значит просвещение; текущего с юга -Перат,
что можно толковать как благочестие.
Обратим внимание, отцы, и тщательно поразмыслим над тем, что скрывается за этими
положениями Зороастра: разумеется, именно то, что этикой, как иберийскими волнами, мы смываем
грязь с глаз, диалектикой, как ватерпасом, выпрямляем их взгляд; затем, созерцая природу,
привыкаем терпеть еще слабый свет правды, подобный свету восходящего солнца, чтобы, наконец, с
помощью теологии и культа Бога мы могли, подобно небесным орлам, переносить яркое сияние
солнца.
Кажется, эти утренние, дневные и вечерние знания сначала были воспеты Давидом, а затем
истолкованы Августином. Это — тот яркий свет, который непосредственно возбуждает серафимов и
равным образом озаряет херувимов. Это то место, куда всегда стремился древний отец Авраам, Там
нет нечистых духов, согласно учению каббалистов. И если только дозволено предать гласности что-
либо из тайных мистерий хотя бы намеком — ведь после того как внезапное падение с неба обрекло
человека на заблуждение и, согласно Иеремии, «окна» были открыты и смерть поразила
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|