|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 243
дойдите, и я успокою вас; подойдите ко мне, и я дам вам мир, который не могут вам дать ни
вселенная, ни природа". И мы, ласково позванные и так радушно приглашенные, с окрыленными, как
у Меркурия, ногами устремимся в объятия благословенной матери, насладимся желаемым миром —
святейшим миром, неразрывными узами и согласной дружбой, благодаря которой все души не только
согласованно живут в едином разуме, который выше всех разумов, но некоторым образом сливаются
в единое целое.
Такая дружба, как говорят пифагорейцы, является целью всей философии; такой мир Богу-
станавливает на небесах, и ангелы, сходящие на землю, сообща-юто нем людям доброй воли, чтобы
благодаря этому миру люди, восходящие на небо, сами стали ангелами. Такой мир мы пожелали бы
друзьям, нашему времени, каждому дому, в который бы мы вошли, и нашей душе, чтобы она стала
благодаря ему местом пребывания Бога, и, после того как смоет с себя грязь с помощью морали и
диалектики, украсилась многообразной философией, подобно пышно украшенному дворцу, портал
увенчала бы гирляндами теологии, и тогда вместе с отцом сойдет король славы и сделает в ней свое
пристанище. Душа окажется достойной столь снисходительного гостя. Отделанная золотом, как
свадебная тога, она примет выдающегося гостя не как гостя, а как нареченного, с которым никогда не
разлучаются, и захочет отделиться от своего местопребывания и, забыв дом своего отца и даже себя,
пожелает умереть в себе самой, чтобы жить в нареченном, в присутствии которого смерть его святых
поистине блаженна. Я говорю — смерть, если можно назвать смертью полноту жизни, размышление
над которой является целью философии, как говорили мудрецы. Давайте позовем самого Моисея,
который лишь немногим меньше того обильного источника священной и невыразимой мысли, откуда
пьют нектар ангелы. Выслушаем же судью, который должен прийти к нам и объявит тому, кто живет
в пустынном одиночестве плоти, следующие законы. Тот, кто еще греховен, нуждается в морали,
поэтому пусть живет с людьми не в святилище, а под открытым небом, как жрецы фессалийские, пока
не очистится от грехов. Тот же, кто упорядочил образ жизни и принят в храм, пусть не приобщается к
священнодействию, но прежде усердно послужит таинствам философии диалектическим
послушничеством; и, допущенный наконец к таинствам в звании жреца философии, пусть созерцает
то пышный многоцветный звездный наряд всевышнего Бога-царя, то небесный канделябр —
семисвечник, чтобы потом, принятый в лоно храма за заслуги в возвышенной теологии, наслаждался
славой господней, когда уже никакое покрывало не скрывает образа Бога. Да, Моисей приказывает
нам это и, приказывая, убеждает и побуждает, чтобы мы с помощью философии готовились к
будущей небесной славе. Но в действительности же не только христианские и Моисеевн таинства, но
и теология древних, о которой я намерен спорить, раскрывает нам успехи и достоинство свободных
искусств. Разве иного желают для себя посвященные в греческие таинства? Ведь первый же из них,
кто очистится с помощью морали и диалектики — очистительных занятий, как мы их называем, —
будет принят в мистерии! Но чем иным может быть участие в мистериях, если не разъяснением тайн
природы посредством философии? Только после того как они будут таким образом подготовлены,
наступит эта эпоптейя, то есть видение божественных дел через свет теологии. И кто не станет
добиваться посвящения в эти таинства? Кто, пренебрегая всем земным, презирая дары судьбы, не
заботясь о теле, не пожелает стать сотрапезником богов, еще живя на земле и получив дар бессмертия,
напоив нектаром себя — смертное существо! Кто не захочет так быть завороженным платоновским
«Федром» и так воодушевиться экстазом Сократа, чтобы на крыльях бежать из этого мира,
вместилища дьявола, и достигнуть быстро небесного Иерусалима! Мы будем возбуждаться, отцы,
восторгами Сократа, которые настолько выводят нас за пределы рассудка, что возносят нас и наш
разум к Богу. Эти восторги тем более будут возбуждать нас, если мы сами приведем сначала в
движение то, что есть в нас самих. И действительно, если с помощью морали до соответствующих
разумных пределов будут напряжены силы страсти так, чтобы они согласовывались между собой в
нерушимой гармонии, если с помощью диалектики будет развиваться разум, то, возбужденные пылом
муз, мы будем упиваться небесной гармонией. Тогда предводитель муз Вакх в своих таинствах —
зримых проявлениях природы, раскрывая нам, ставшим философами, тайны Бога, напитает нас из
богатств Божьего дома, в котором мы, если будем верными, как Моисей, приблизившись к священной
теологии, вдохновимся двойным пылом. И когда поднимемся на самую высокую вершину, то,
сопоставляя в вечности все, что было, есть и будет, и созерцая первородную красоту, мы станем
прорицателями Феба, его крылатыми поклонниками, и тогда, как порывом возбужденные
невыразимой любовью, подобно окружающим нас пылким серафимам, мы, полные Божеством,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|