|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 242
этого достичь, то обратимся к древним отцам, которые могут дать нам многочисленные верные
свидетельства о подобных делах, потому что они им близки и родственны. Посоветуемся с апостолом
Павлом, ибо когда он был вознесен на третье небо, то увидел, что делало войско херувимов. Он
ответит нам, что они очищаются, затем наполняются светом и, наконец, достигают совершенств, как
передает Дионисий. Так и мы, подражая на земле жизни херувимов, подавляя наукой о морали порыв
страстей и рассеивая спорами тьму разума, очищаем душу, смывая грязь невежества и пороков, чтобы
страсти не бушевали необдуманно и не безумствовал иногда бесстыдный разум. Тогда мы наполним
очищенную и приведенную в порядок душу светом естественной философии, чтобы затем
совершенствовать ее познанием божественных вещей.
Не довольствуясь нашими святыми отцами, посоветуемся с патриархом Яковом, чье изваяние
сияет на месте славы. И мудрейший отец, который спит в подземном царстве и бодрствует в небесном
мире, даст нам совет, но символически, как это ему свойственно. Есть лестница, скажет он, которая
тянется из глубины земли до вершины неба и разделена на множество ступенек. На вершине этой
лестницы восседает Господь; ангелы-созерцатели то поднимаются, то спускаются по ней. И если мы,
страстно стремясь к жизни ангелов, должны добиться ее, то, спрашиваю, кто посмеет дотронуться до
лестницы Господа грязной ногой или плохо очищенными руками? Как говорится в мистериях,
нечистому нельзя касаться чистого.
Но каковы эти ноги и руки? Ноги души — это, несомненно, та презреннейшая часть, которая
опирается как на всю материю, так и на верхний слой земли, питающая и кормящая сила, горючий
материал страстей, наставница дающей наслаждение чувственности. А рука души, защитница страсти
— почему мы не говорим о ней с гневом? — сражается за нее, под солнцем и пылью эта хищница
отнимает то, чем сонная душа наслаждается в тени. Эти руки и ноги, то есть всю чувственную часть, в
которой заключен соблазн тела, как говорят, силой пленяющий душу, мы, словно в реке, омываем в
философии морали, чтобы нас, как нечестивых и греховных, не сбросили с лестницы. Однако этого
недостаточно, если мы не захотим стать спутниками ангелов, носящихся по лестнице Якова, не будем
заранее хорошо подготовлены и обучены двигаться, как положено, со ступеньки на ступеньку,
никогда не сворачивая с пути и не мешая друг другу. А когда мы достигнем этого красноречием или
способностями разума, то, оживленные духом херувимов, философствуя в соответствии со ступенями
лестницы, то есть природы, доискиваясь до сути всего, будем то спускаться, расщепляя с
титанической силой единое на многие части, как Озириса, то подниматься, соединяя с Фебовой силой
множество частей в единое целое, как тело Озириса, до тех пор, пока не успокоимся блаженством
теологии, прильнув к груди отца, который восседает на вершине лестницы. Спросим у справедливого
Иова, который заключил с Богом договор о жизни, прежде чем сам вступил в жизнь: " Чего больше
всего желает высший Бог от миллионов ангелов, которые ему служат?" "Конечно, мира", — ответит
Бог согласно тому, как читается: "Того, который творит мир на небесах". И так как средний ряд
передает предписания высшего ряда низшему, то для нас слова теолога Иова объясняет философия
Эмпедокла, указывающая на двойную природу нашей души: одна поднимает нас вверх, к небесам,
другая сбрасывает вниз, в преисподнюю, — и сравнивает это с враждой и дружбой или с войной и
миром, как свидетельствуют его песни. Иов жалуется, что он, как безумный, был вовлечен в раздор и
сброшен в пропасть далеко от богов.
Ведь, действительно, среди нас множество разногласий, отцы! Дома у нас идет тяжелая
междоусобная распря и гражданская война. Если бы мы захотели и страстно пожелали мира, который
поднял бы нас так высоко, что мы оказались бы среди возвышенных Господа, то единственное, что
успокоило бы и обуздало нас вполне, это философия морали. И если бы человек в нас самих просил
бы у «врагов» только перемирия, то и тогда обуздал бы свои животные порывы и пылкий гнев льва. И
если, заботясь о себе, мы пожелали бы затем вечного мира, то он наступил бы, обильно утолив наши
желания, и, принеся в жертву двух животных, заключил бы между телом и духом нерушимый договор
о священном мире.
Диалектика успокоит разум, который мучается из-за словесных противоречий и коварных
силлогизмов. Естественная философия уймет споры и борьбу мнений, которые угнетают,
раскалывают и терзают беспокойную душу, но при этом заставит нас помнить, что природа, согласно
Гераклиту, рождена войной и поэтому названа Гомером борьбой. Поэтому невозможно найти в
природе настоящего покоя и прочного мира, которые являются привилегией и милостью ее госпожи
— святейшей теологии. Теология укажет нам путь к миру и поведет как провожатый. Издали увидев
нас, спешащих, она воскликнет: " Подойдите ко мне, вы, находящиеся в затруднении, по
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|