|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 240
ной.
Я прочитал, уважаемые отцы, в писаниях арабов, что, когда спросили Аб-даллу Сарацина, что
кажется ему самым удивительным в мире, он ответил: ничего нет более замечательного, чем человек.
Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: " О Асклепий, великое чудо есть человек!" Когда я
размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли многочисленные аргументы,
приводимые многими в пользу превосходства человеческой природы: человек есть посредник между
всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу
проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной
вечностью и текущим временем, узы мира, как говорят персы, Гименей, стоящий немного ниже
ангелов, по свидетельству Давида.
Все это значительно, но не то главное, что заслуживает наибольшего восхищения. Почему же
мы не восхищаемся в большей степени ангелами и прекрасными небесными хорами? В конце концов,
мне показалось, я понял, почему человек самый счастливый из всех живых существ и достойный
всеобщего восхищения и какой жребий был уготован ему среди прочих судеб, завидный не только для
животных, но и для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь
именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом,
действительно достойным восхищения. Но что бы там ни было, выслушайте, отцы и снисходительно
простите мне эту речь.
Уже Всевышний Отец, Бог-Творец создал по законам мудрости мировое обиталище, которое
нам кажется августейшим храмом Божества. Наднебесную сферу украсил разумом, небесные тела
оживил вечными душами. Грязные, загаженные части нижнего мира наполнил разнородной массой
животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой
большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, как
свидетельствуют Моисей и Тимей, задумал наконец сотворить человека. Но не было ничего ни в
прообразах, откуда Творец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в
наследство новому сыну, ни на скамьях небосвода, где восседал сам созерцатель вселенной. Уже все
было завершено; все было распределено по высшим, средним и низшим сферам. Но не пристало
отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве, как будто она истощена, не подобало
колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его
благодетельной любви, чтобы тот, кто в других должен был восхвалять Божескую щедрость, осуждал
бы ее в самом себе. И установил наконец лучший Творец, чтобы тот, кому он не смог дать ничего
собственного, имел общим с другими все, что было свойственно отдельным творениям. Тогда
согласился Бог с тем, что человек — творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира,
сказал: " Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности,
чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и
своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же,
не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого
Я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все,
что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты
сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь
переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в
высшие, божественные". О, высшая щедрость Бога-Отца! О, высшее и восхитительное счастье
человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет! Звери при рождении
получают от материнской утробы все то, чем будут владеть потом, как говорит Луцилий. Высшие
души либо сразу, либо чуть позже становятся тем, чем будут в вечном бессмертии. В рождающихся
людей отец вложил семена и зародыши разнородной жизни, и соответственно тому, как каждый их
возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. Возделает растительные. — будет растением,
чувственные. — станет животным, рациональные, — сделается небесным существом,
интеллектуальные, — станет ангелом и сыном бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из
этих творений, пусть вернется к своей изначальной единичности и, став духом единым с Богом в
уединенной мгле отца, который стоит надо всем, будет превосходить всех. И как не удивляться
нашему хамелеонству! Или, вернее, чему иному можно удивляться более? И справедливо говорил
афинянин Асклепий, что за изменчивость облика и непостоянство характера он сам был
символически изображен в мистериях как Протей. Отсюда и известные метаморфозы евреев и
пифагорейцев. Ведь в тайной еврейской теологии то святого
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|