|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 235
дух. Часто предпочтительнее всего телесные упражнения, вызывающие пот, посредством чего в теле
открываются поры для очищения. Насколько только можно полезны, сверх того, все те средства,
которые физики применяют для предохранения сердца и питания мозга. Лукреций часто также
предписывает совокупление:
" Но убегать надо этих призраков, искореняя
Все, что питает любовь, и свой ум направлять на другое,
Влаги запас извергать накопившийся в тело любое,
А не хранить для любви единственной, нас охватившей".
ГЛАВА XII
Сколь вредна пошлая любовь
Но, дабы мы не помешались, говоря более положенного о помешательстве, мы сделаем такое
короткое заключение. То известное гнетущее беспокойство, которым днем и ночью мучаются пошлые
любовники, есть некоторый вид помешательства. Каковые, будучи поражаемы, пока утверждается
любовь, сначала пожаром желчи, затем жжением черной желчи, впадают в неистовство и лихорадку
и, будто слепые, не знают, во что они ввергаются. Сколь гибельна эта прелюбодейская любовь как для
любимых, так и для любящих, показывают у Платона в Федре Лисий Фиванец и Сократ. Итак,
вследствие такового исступления человек скатывается до состояния, свойственного животному.
ГЛАВА XIII
Сколь полезна божественная любовь и четыре ее вида
А вследствие божественного безумия человек возвышается над человеческой природой и
превращается в бога. Божественное безумие есть озарение разумной души, посредством которого Бог
души ниспадшую с высших областей к низшим, увлекает от низших к высшим. Падение души от
самого единого начала всех вещей совершается через четыре ступени: ум, разум, умозрение и
природу. Ибо так как во всем ряду вещей существуют шесть ступеней, высшую из которых занимает
само Единое, низшую тело, средние же суть те, о которых мы прежде сказали — необходимо, чтобы
все, что ниспадает с первой до последней, падало через четыре средних. Само Единое, предел и мера
всех вещей, лишено беспорядка и множественности. Ангельский ум хотя и представляет собой
множество идей, но множество постоянное и вечное. Разум души есть подвижное множество понятий
и умозаключений, но упорядоченное. Умозрение представляет собой неупорядоченное и подвижное
множество образов, объединенное, однако, субстанцией и точками местоположения, тогда как сама
душа, в коей пребывает умозрение, является одной лишь субстанцией, не занимающей никакого
места. Природа, то есть сила питания, исходящая от души, и исполненная духа сила соединения,
пребывает подобным же образом (если не принимать во внимание, что она распределяется по
различным точкам тела). Тело же есть неопределенное множество частей и случайностей,
подверженное движению, а также субстанция, разделенная точками и мгновениями. Все эти ступени
видит наша душа. По ним она нисходит, по ним и восходит. Ибо поскольку она появляется до самого
Единого, каковое есть начало всех вещей, она наделена некоторым единством, каковое соединяет всю
ее сущность, силы и действия, от которого и к которому так исходит и восходит прочее, что есть в
душе, как радиусы от центра и к центру. Однако она не только присоединяет части души одну к
другой и ко всей в целом душе, но всю душу к самому Единому, причине всех вещей. Поскольку же
душа освещается лучом божественного ума, она посредством ума созерцает в постоянном акте идеи
всех вещей. Поскольку душа видит сама себя, она рассматривает всеобщие сущности вещей и
разбегается мыслью от начал к заключениям. Поскольку душа видит тела, она перебирает в своем
умозрении отдельные формы подвижных вещей и образы, воспринятые посредством ощущения.
Поскольку душа касается материи, она пользуется природой как орудием, которым соединяет
материю, движет и образует, отчего происходят рождения, возрастания и им противоположные вещи.
Итак, вы видите, что она от Единого, каковое над вечностью ниспадает к вечной множественности, от
вечности ко времени, от времени к пространству и материи. Ниспадает, говорю, когда она удаляется
от той чистоты, в которой рождена, обнимая тело сверх меры.
ГЛАВА XIV
Через какие ступени божественные исступления возвышают душу
По каковой причине подобно как через четыре ступени нисходит душа, необходимо, чтобы она
через четыре восходила. Божественное же исступление есть то, что несет к наивысшим облак
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|