|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 227
материи, как красота тела, и не меняется с течением времени, как форма души, и не распадается на
множество, как красота ангела. Всякое же качество, отделенное от чуждых ему добавлений физики,
называют бесконечным. Если бы тепло было заключено в себе самом, не встречая помех от холода и
влаги, не отягчаясь массой материи, оно именовалось бы бесконечным теплом, ибо его сила была бы
свободна и не была бы стеснена границами каких-либо добавлений. Подобным же образом
бесконечен свободный от всякого тела свет, ибо то, что светит по своей природе, не будучи
ограничено чем-то другим, светит без меры и без границ. Итак, свет и красота Бога, которая
совершенно чиста и не ограничена ничем, вне сомнений, именуется красотою бесконечной.
Бесконечная же красота требует и безмерной любви. А потому молю тебя, о Сократ, люби все прочее
в определенную меру и в определенных пределах; но Бога возлюби бесконечной любовью, и пусть не
знает никакой меры Божественная любовь. Таковы слова Диотимы к Сократу.
ГЛАВА XIX
Как волокно любить Бога
Мы же, дорогие друзья, не только должны любить Бога без меры (как в нашем изображении
повелела Диотима Сократу), но будем любить лишь Его одного. Разум так же относится к Богу, как
глаза наши к солнцу. Глаз же не только всех более любит свет, но только свет один и любит. Если мы
возлюбим тела, души, ангелов, то не их самих, но Бога в них будем любить. В телах тень Бога, в
душах — подобие Бога, в ангелах — образ Его. Так в настоящем мы будем любить Бога во всем,
чтобы в конце концов все полюбить в Боге. Ибо живя так, мы достигнем того, что узрим и Бога, и все
в Боге, и возлюбим и Его самого и все то, что в Нем. И всякий, кто во времени сем посвятит себя
любовью своей Богу, обретет наконец в Боге себя. Ибо вернется к своей идее, благодаря которой он
был сотворен. И там, если чего будет ему недоставать, он будет исправлен и навечно воссоединится
со своей идеей. Истинный же человек и идея человека тождественны. Так что кто из нас на земле
отошел от Бога, тот не истинный человек, ибо он отделился от своей идеи и формы. А к ней ведут нас
Божественная любовь и благочестие. И так как здесь мы рассеянны и увечны, то, воссоединившись в
любви с нашей идеей, мы станем цельными людьми, так что окажется, что сперва мы станем почитать
Бога в вещах, чтобы затем возлюбить вещи в Боге, и почитать вещи в Боге, чтобы обрести в нем
прежде всех других вещей нас самих, так что окажется, что, любя Бога, мы возлюбим самих себя.
РЕЧЬ СЕДЬМАЯ
ГЛАВА I
Заключение вышесказанного и мнение философа Гвидо Кавальканти
Напоследок Кристофоро Марсупини, муж просвещеннейший, который должен был исполнять
роль Алкивиада, обратился ко мне с такими словами: "Поистине, рад я премного, о Марси-лий, за
семью твоего Джованни, что она среди многих и ученостью и подвигами славнейших рыцарей
породила философа Гвидо, хорошо послужившего государству и превзошедшего всех в свой век
остроумием суждений в ученом состязании, — того, кто, воплотив как в поведении, так и в стихах
сократическую эту любовь, кратко изложил все, что только было вами сказано".
Так ведь Федр коснулся рождения Эрота, происходящего из чрева хаоса. Павсаний уже
родившегося Эрота разделил на два вида, а именно: небесный и пошлый. Эриксимах раскрыл его
великость, когда показал, что он, разделенный на две части, присутствует так во всех вещах. Что
приводит в действие присутствие столь великого бога в отдельных существах, объяснил Аристофан,
показывая, что им восполняются люди, рассеченные надвое. Сколь велики его могущество и
совершенство, рассмотрел Агафон, когда подробно представил, что только он один делает
счастливыми людей. Наконец, Сократ, наставленный Диотимой, вкратце объяснил, что есть Эрот и
каков он, откуда произошел, сколь многие части имеет, куда стремится и насколько силен.
И все это философ Гвидо Кавальканти искуснейшим образом вложил в свои стихи. Как зеркало,
тронутое лучом солнца, в свою очередь светится и отражением этого света воспламеняет
помещенную вблизи против него шерсть, так, определяет он, часть души, которую называет и
омраченным воображением и памятью, поражается, подобно зеркалу, изображением красоты,
занимающей место самого солнца, как будто неким лучом, воспринятым посредством глаз,
поражается так, что она сама себе образовывает из него другое изображение, как бы отблеск первого
изображения, благодаря которому, подобно шерсти, возгорается сила вожделения и любви. Он
добавляет, что эта первая любовь, возженная в чувственном вожделении, возникает от формы тела,
воспринятой посредством глаз. Но сама эта форма запечатлевается в воображении не таким обра
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|