|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 204
украшают жизнь, например, агрикультуру — ибо она искусство, по свидетельству Варрона,
архитектуру, ткачество, живопись, корабельное дело, скульптуру, изготовление пурпура.
2. Разве грезят о добродетели, занимаясь любым из этих искусств? И разве такие свободные
искусства, как искусства чисел, меры, пения, рождают что-нибудь, связанное с добродетелью? А
медицина, в занятиях которой не стремятся ни к чему иному, кроме здоровья других людей и
собственной пользы? Да будут практикующие ее сами себе медиками! Добавь сюда и профессию
юристов, о которой можно сказать то же самое. Что касается поэтов, то они, по словам Горация, хотят
другим приносить пользу или наслаждение, а для себя добиваться славы; им подобны историки, хотя
тем и другим сопутствует и какая-то выгода. А царица мира — риторика с тремя разновидностями
речи, из которых две имеют задачу учить и побуждать — вы знаете, к чему они относятся, — третья
же, имеющая целью наслаждения, объяснима уже из своего названия, как сказано то ли у Аристиппа,
то ли у Хрисиппа.
3. Отчего возникла дружба, так восхваляемая во все века и у всех народов, если не из-за выгод
от взаимных услуг, например давать и принимать то, что требует общая польза, если не из-за радости
говорить, слушать и делать вместе другие вещи? Также нет никакого сомнения, что основанием
отношений господ и слуг является исключительно выгода. А что сказать об учителях и учениках?
Наставники не могут относиться к ученикам с любовью, если не надеются благодаря им добыть себе
выгоды или приумножить свою славу. Сами же ученики обычно не уважают наставников, если видят
хвастунов вместо ученых, придир вместо обходительных; в первом случае причина неуважения имеет
в виду пользу, во втором — наслаждение.
4. Пойдем далее к самому важному. Какие узы связывают родителей и детей, если не польза и
наслаждение? .
5. ... Еще меньше сомнений должно быть в отношении мужа и жены, братьев и сестер. Даже
сам брак, соединяющий мужчину и женщину, рожден, по-видимому, из обоюдного наслаждения.
Таким образом, если мы советуем кому-то действовать по совести и усердию в пользу родителей,
детей, родственников или прочих людей, мы взываем не к добродетели, как считают некоторые, а
пытаемся возбудить чувство. .
6. О, бессмертные боги, вас также нельзя обойти молчанием! Призываю в свидетели веру в вас.
Кто молил вас когда-нибудь о даровании ему добродетели, принимал обеты для ее достижения и,
более того, выполнял их; кто с надеждой на это приходил в ваши храмы, воздвигал и украшал их?
Скажу честно, я никогда не просил вас об этом. Может быть, Катон просил когда-нибудь? Не думаю.
Ведь не вам, а самому себе он приписывает обретение собственной мудрости. Но не хочу болше
говорить о нас двоих. Посмотрим на других: один молит о здоровье, второй о богатстве, третий о
детях, четвертый о продлении жизни, те — о победе, об отведении опасности, о власти. .
НИКОЛАЙ
КУЗАНСКИЙ (1401-
1464)
Николай Кузанский родился в селении Куза в Южной Германии. По месту своего рождения он
и получил прозвание — Кузанский или Кузанец. Достоверных сведений о детских годах жизни
будущего мыслителя нет. Известно лишь, что отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай
подростком бежал из родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд. Возможно,
Николай учился в школе "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия). Затем он продолжил
обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия).
В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он
занимался богословием в Кельне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника,
Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое
время он стал настоятелем церкви Св. Флорина в Кобленце.
В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают
на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско-католических священников,
которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов. В
своем первом сочинении "О согласии католиков" он, кроме того, высказывал сомнени-ев истинности
«Константиновадара» а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для
церкви и государства) В 1433 г. эти идеи он высказывал на Базельском соборе. Но
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|