|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 203
диалектику, медицину, твое, Катон, гражданское право, откуда нельзя получить почти никакой
приятности, а только выгоду?
16. Скажу кратко: как совершение добродетелей, так и созерцание требуют больших усилий.
... Поэтому многие, соглашаясь, что в добродетели есть все достаточное для благой жизни,
отрицают, однако, ее достаточность для счастья.
17. А ты, Аристотель, не столько думал над этим, сколько превозносил свой труд. Осмелюсь
поклясться всеми богами и богинями, что если бы ты не ожидал награды в виде славы, то никогда не
заставил бы себя состариться среди своих размышлений, изложенных во многих книгах, в самом деле
восхитительных. Ты хотел казаться не алчущим славы, а почитателем науки, хотя любил науку не
ради нее самой, а главным образом ради славы. Цицерон высказывается более откровенно, когда
говорит о себе не как философ, а как оратор: "....ведь доблесть не нуждается в иной награде за свои
труды, кроме хвалы и славы; если она у нас будет похищена, то к чему нам на нашем столь малом и
столь кратком жизненном пути так тяжко трудиться". Или о философах: "Самые знаменитые
философы даже на тех книгах, в которых они пишут о презрении к славе, ставят, однако, свое имя;
они хотят, чтобы за те самые сочинения, в которых они выражают свое презрение к прославлению и
известности, их прославляли и восхваляли их имена".
XXIX
1. Мне гораздо легче рассмотреть теперь то, что стоики называют спокойствием духа; оно
является, на их взгляд, неким царственным украшением честной души. Сам я не нахожу этого.
Почему бы спокойствию духа не принадлежать той цели, которую определили мы? Ведь как
созерцание готовит радость в душе, так и спокойствие и безмятежность содействует тому, чтобы в
душу не закрались волнения и тревоги; они словно открывают путь к радости и сохраняют ее. Хорошо
знаю, как часто некоторые не дают покоя этой теме, как много раз повторяют, что нет ничего более
опасного, более тревожного и несчастного, чем злая душа. Перечисляют очень многих и пространно
описывают их жизнь, например Фаларида, Дионисия и других, подобных им. На это приведу краткое
соображение, в сущности, едва ли противоречащее им, чтобы не казалось, что везде противоречу.
2. Итак, не отрицаю, соглашаюсь и признаю, что нет ничего несчастнее, чем злая душа. Однако
понимаю это так: нет ничего более лишенного наслаждения, чем она. Нет необходимости понимать
под злой душой любую недобродетельную душу. Ведь я отрицаю, что добродетель что-то из себя
представляет; но не отрицаю существование злой души, как и утверждал выше, признавая
благоразумие, справедливость и прочие добродетели. Поэтому не ожидай, что теперь я буду одобрять
пороки. Напротив, я порицаю их и осуждаю. Следует избегать пороков, не позволяющих успокоиться
душе и обременяющих ее несомненной тягостью, когда душа вспоминает о свершенных деяниях.
3. Так было у Суллы, душа и мысль которого постоянно витали среди трупов убитых граждан,
не давая ему заснуть. И хотя Сулла не раскаивался в содеянном, однако вел ужасную жизнь,
поскольку не мог избавиться от образов несчастных убитых. Такое беспокойство души стало даже
причиной его смерти. .
4. Итак, надо воздерживаться от пороков как из-за того, о чем я сказал, так и потому, чтобы не
упускать тех наслаждений, которые следует из безмятежности духа. От этих пороков мы
[эпикурейцы] находимся всегда далеко и наслаждаемся душевным спокойствием. Те же, кто не
спокоен душой, всегда несчастны, например, разбойники, воры, убийцы, игроки в кости, тираны, так
же как и те, кто обесчестил себя и пользуется дурной славой у людей, кто жаждет накопления
богатств и не умеет использовать приобретенного, кто, увеличивая и долго сохраняя богатства,
терзается вдвойне, будучи ограбленным; и прежде всего несчастны те, кто, старея и угнетаясь какой-
либо болезнью, не имеет ни запасов в сундуке, ни друзей; именно такими являются стоики или,
вернее, такими они станут, если будут вести жизнь, соответствующую их речам. .
XXXII
1. Но пора наконец в заключительной части речи воздать похвалу наслаждению, ибо приятно,
как говорится, петь песню увидевшему порт в конце долгого плавания. И если до сих пор кто-то ищет,
здесь обретет искомое. Ведь не только законы, о них я говорил выше, созданы для пользы,
рождающей наслаждение, но также города и государства, где люди избирают государя, правителя или
короля исключительно в ожидании высшей пользы. Не будем упоминать многочисленные искусства
(кроме свободных), которые или удовлетворяют необходимые потребности, или
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|