|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 201
стный и пропащий, хотя следует воздерживаться от оскорбления и бесчестных людей, чтобы они не
причинили нам какого-нибудь вреда. Доброму человеку ты возвратишь деньги не потому, что это
добродетельно, но чтобы порадоваться его благу, его радости и расположению, кроме того,
приобрести доверие других. Однако здесь необходим совет: ты должен умышленно делать это не
наедине и не скрытно от всех, иначе это известие не дойдет до других людей, и делать ради пользы, а
не ради добродетели, как я уже говорил. 2. Если твое основание этого поступка — не причинять вреда
человеку, насколько достойнее и целесообразнее мое — и ему и себе принести пользу. И хотя я
действую только в собственных интересах, но при этом хочу быть полезным другому, чтобы равным
образом быть полезным самому себе. Поэтому, если бы я не возвратил деньги прохожему, то был бы
преступником по отношению к своему доброму имени. Но верно и то, что если бы деньги были
нужны мне для сохранения жизни, то, даже по вашему мнению, возвращать их не следует. .
XXVIII
1. Надеюсь, я сказал обо всем, чего требовала тема наслаждения. Однако видно, что
побежденные в бою и честной борьбе и обращенные в бегство противники, возвратившись в лагеря и
ругая из-за вала победителей, заявляют, что у них все же остаются созерцательная жизнь и
спокойствие духа и что эти вещи являются исключительно благами добродетели и составляют у них
общее с бессмертными богами; мы же следуем-де презреннейшему наслаждению, позорному,
отвратительному и вызывающему раскаяние. Итак, разгромим этих непокорных и выбьем их из
лагерей, которыми они называют два блага, относящиеся к одной лишь душе.
2. Обсудим прежде всего созерцание, на которое указал Катон. Твой Аристотель считает, что
надо стремиться к трем благам. Он так говорит об этом (воспользуюсь лучше словами нашего друга
Леонардо Аретино, который недавно перевел его «Этику» на латинский язык, и перевел очень
искусно и поистине на латынь): "к чести же, к наслаждению, к разуму и всякой добродетели мы
стремимся как ради них самих, так и ради счастья". То же самое он выразил выше другими словами,
сделав полную наслаждений жизнь одновременно гражданской и созерцательной и следуя в этом
Платону, который установил три цели в государстве: знание, почести, доход (что было взято из
известного вымысла Гомера о трех богинях — Юноне, Минерве и Венере).
3. Мнение Аристотеля о достижении трех благ ради них самих и ради счастья ненаучно и
нескладно, словно счастье есть нечто отличное от них самих. Ведь добавляя "ради счастья", мы
добавим и " ради блаженства" и " ради достижения всех благ" или всего им подобного. Если не
следует допускать установления излишних целей, зачем добавлять четвертую, а именно добродетель,
которая есть не что иное, как эти три. Не говори, что Аристотель понимает стремление к ним ради
них самих как частное, а стремление ради счастья — как общее. Ибо если они представляют собой
виды рода, то нельзя стремиться к роду самому по себе, потому что это ничто, как, например,
«дерево», которое само по себе только название и включает в себя виды и отдельности, как лавр,
олива или этот лавр, эта олива, или, например, добродетель, которая похвальна не из-за рода, но из-за
составляющих ее видов: справедливости, мужества, умеренности. Если же отдельные части сами по
себе без целого не имеют значения, как нога, рука, глаз — без тела, то стремятся не к частям, а к
целому; так и к добродетели нужно стремиться не ради нее самой, но ради счастья. Об этом
достаточно.
4. Из трех же целей, установленных Аристотелем, две, а именно касающаяся наслаждения и
гражданская, доставляющая почет, что, пожалуй, относится к славе, ничем между собой не
различаются, но вторая является разновидностью первой. Поэтому остается рассмотреть третью и
свести ее к наслаждению, чтобы стало ясно, что в наслаждении, которому мы следуем, заключено
истинное и совершенное счастье и то блого, к которому, по словам Аристотеля, все стремятся. Итак,
Аристотель отдает пальму первенства созерцательной деятельности. Так как во многих местах он не
скрывает, что в созерцательной и гражданской жизни присутствует наслаждение (или, яснее сказать, к
созерцательной жизни надо стремиться потому, что она есть созидательница наслаждения в душе), я
мог бы сразу снять этот вопрос.
5. В самом деле, мы согласны, что какой-то вид наслаждения должно превозносить; об этом
говорил и Платон, полагая в душе два удовольствия, к одному из которых следует стремиться, а
другого избегать. Я согласен с ним, хотя, как я показал выше, всякое наслаждение блого. Да и Платон
в книгах "О государстве" три цели часто называет удовольствиями. Но Аристотель признает два
наслаждения — одно в чувствах, другое в душе. Однако я не понимаю: если у них одно и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|