|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 199
жизни". Кто заботится, как ты заявляешь, о добродетели, или, как я скажу, помышляет о ней? Пусть
назовут меня лжецом, если кто-то может в достаточной степени объяснить толково, что, собственно,
представляет из себя добродетель и ее дары. Существуют сложнейшие и весьма запутанные
рассуждения философов о долге, в которых утверждается различное.
2. Но каким образом их смогут понять необразованные? И напротив, о наслаждении знают даже
дети. Но что говорить о людях, когда боги (которых вы, строгие цензоры, осуждаете) не только не
порицают это стремление в нас, но часто сами занимаются этим. Я мог бы назвать любовные связи
(осуждаемые вами в высшей степени) разных богов и прежде всего Юпитера, если только их можно
перечислить. Кто из богов осуждает хороводы, пиры, игры? Но Катон, взывающий к самой сути
философии, называет это баснями. Ладно, пусть басни, видишь, насколько я уступаю тебе! Но почему
поэты, величайшие из людей, приписывают это богам. В одном из двух ты должен уступить: или
признать, что поэты говорят о богах истину, или что они сами были такими, какими хотели видеть
богов. Здесь нет третьего.
3. Ведь никто не считает для себя недостойным и низким то, что подобает богам. И кто дерзнул
бы, не скажу, ставить себя выше поэтов, но сравниваться с ними — Гомером, Вергилием, Пин-даром,
Овидием — и порицать их суждения и жизнь? Станешь ли говорить теперь, что природа гневается на
невежественную массу, если поэты — вожди остальных — стремятся к наслаждению или, вернее
сказать, наносят богам оскорбление, не вызывая их гнева? Что же такое природа, если не боги? Или
ты боишься ее, а их не боишься? Разве не видно, что все писатели, за исключением немногих
философов, согласно одобряют наслаждение? И за то превозносили они в многочисленных похвалах
первый век, за то называли его золотым, когда боги жили вместе с людьми, что он был свободен от
тягот и полон наслаждений. К их мнению пришли все народы и нации — каждый в отдельности и все
вместе, на этом они стоят и навеки останутся.
XLVIII
1. Право же, если бы этот спор о достоинстве вынесен был на голосование народа, то есть
человечества, ибо это дело мировое, и решалось бы, кому отдать первенство в мудрости —
эпикурейцам или стоикам, — то думаю, на нашей стороне было бы полное единодушие, а вас бы не
только отвергли, но и заклеймили высшим бесчестием. Не говорю уж об опасности, которой
подвергались бы ваши жизни со стороны такого множества противников. В самом деле, зачем богам и
людям отречение, умеренность и бережливость, если эти свойства не имеют отношения к чему-либо
полезному? В противном случае они непонятны человеческим телам, ненавистны ушам, наконец,
достойны того, чтобы все государства с шумом изгнали их в безлюдные места, на самый край
пустыни.
КНИГА ВТОРАЯ
1. Уже вначале, поскольку ты превозносил добродетель (на что у тебя есть дар) и с почтением и
похвалой перечислял великих римлян и греков, скажи-ка, кого из всех их ты преимущественно хвалил
и кем восхищался? Несомненно, [ты восхищался теми], кто более всего сражался за добродетель. Кто
же эти люди? Конечно те, которые больше всего заботились о родине. Ты и сам, кажется, отметил это,
указывая только имевших заслуги перед государством. А среди них, названных тобой поименно или в
общем, кто больше всех заботился о родине? Очевидно, достоин большей похвалы Брут, чем
Попликола, Деций, чем Торкват, Регул, чем Манлий, ибо сильнее и с большим пылом проявили себя
первые, чем их товарищи, и потому они в большем почете. Следовательно, если мы обсудим заслуги
этих великих людей, в оценке которых заключена суть спора, то не будет после этого необходимости
говорить о менее значительных лицах.
2. Поговорим сначала о мужестве, затем, если потребует дело, и о других добродетелях. Ибо
мужество, очевидно, дает более широкое поле стремлению к добродетели, являясь своего рода
открытой борьбой против наслаждений. В нем, как известно, упражняли себя и те, о которых мы
упоминали. Этих людей, как я сказал уже, ты превозносишь до небес. Я же, клянусь, не вижу
причины, на основании которой можно сказать, что они действовали во блого и стали добрым
примером. Если я не отвергну трудностей, жертв, опасностей и даже смерти, какую награду или
цельты мне предложишь? Ты отвечаешь: нерушимость, достоинство и процветание родины. И это ты
считаешь благом? Этой наградой вознаградишь меня? Из-за надежды на это побуждаешь идти на
смерть? А если я не повинуюсь, ты скажешь, что я совершил преступление перед государством?
3. Посмотри, как велика твоя ошибка, если можно ее назвать скорее ошибкой, а не коварством.
Ты выдвигаешь славные и блестящие понятия «спасение», «свобода», «величие» и не объяс
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|