|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 198
кратко — заключается в том, чтобы уметь предвидеть выгодное для себя и избежать невыгодного.
Поэтому Энний и говорит: "Тщетна мудрость того мудреца, который не может быть полезен себе
самому. Умеренность состоит в воздержании от какой-либо одной радости, чтобы наслаждаться
многими и большими.
2. Справедливость — в снискании у людей расположения и благодарности, в приобретении
выгод. . Скромность (некоторые исключают ее из числа добродетелей) является, на мой взгляд, не
чем иным, как своего рода средством для приобретения у людей авторитета и расположения
благодаря тому, что нет нелепости в голосе, лице, жестах, походке, одежде.
XXXIV
1. Перед вами истинное и краткое определение добродетелей. Среди них наслаждение не
блудница среди матрон, как болтает позорнейший род людей стоики, а госпожа среди служанок.
Приказывая им: одной поспешить, другой возвратиться, третьей остаться, четвертой ожидать, она
восседает без дела сама и пользуется их услугами.
XXXV
1. . Ты, Катон, привел много примеров; поскольку нет смысла каждый из них в отдельности
опровергать, нужно сразу заметить следующее: что бы ни делали те, которых ты перечислил, они
делали это ради одного наслаждения, и этого даже ты не смог бы опровергнуть. В подтверждение
скажу, что природа выделила роду живых существ одно и главное: сохранять свою жизнь и тело и
уклоняться от того, что кажется вредным. Но ничто более не сохраняет жизнь, чем наслаждение с
помощью органов чувств, зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания, без чего мы не можем жить; без
добродетели же можем. Так что если кто-то жесток и несправедлив по отношению к любому из
чувств, он действует вопреки природе и вопреки своей пользе.
XXXVI
1. Что же касается того, что наслаждение является приятным, когда оно необычно, то ты не
должен ни осуждать это обстоятельство, ни восхищаться им. Ведь ничто не наслаждает больше,
нежели редкость и разнообразие. Например, [мы хотим] то сидеть, то стоять, то ходить, то лежать, то
бежать или упражнять члены все новыми и новыми движениями и не можем выносить долго одно и
то же. Равным образом и в пище нам требуется то сладкое, то кислое, то жидкое, то сухое, как у
Плавта:
" Маслин, говядины хотите ль, каперсов?"
То же и в прочих вещах. Редкость же имеет такую силу, что мы пойдем смотреть скорее на
урода, чем на нормального, на смерть осужденного, чем на религиозную службу, на фокусы, чем на
свадьбу. Потому что второе случается ежедневно, оно словно бы под рукой, им можно
воспользоваться по нашей воле, первого же, пожалуй, не будем возможности увидеть позже, если мы
как можно раньше не используем представившийся случай. .
XLVI
1. Не отрицаю, что у слушающего может возникнуть тайная мысль: нельзя избежать глаз, ушей
и мнения общества/Чтобы закрыть все пути противникам, я буду так себя вести, что в случае, если
что-то будет противоречить общепризнанному убеждению или я буду подозревать какое-либо
неудовольствие в отношении к себе, я самым тщательным образом постараюсь избежать этого: и не
потому что оно дурно, но потому, что важнее, чтобы ты был любим народом. Многое можно делать с
полным правом, но в одном месте это позволено, в другом — нет.
2. Например, не принято делать и потому запрещается открыто завтракать или обедать,
заботиться о чистоте тела, совершать таинство брака (подобной стыдливостью иные стоики не
обладают, ибо они бесстыдны не только на словах, но и на деле). И, напротив, принято рыдать на
похоронах близких, бить себя в грудь и лицо, рвать волосы, раздирать одежды; эти вещи можно
порицать, так как они бесполезны, однако не только не следует их бранить, но даже надо подражать
им. Ибо нельзя противиться, как обычно делают стоики, но нужно повиноваться народу, как
стремительному потоку, и если ты не допустишь несправедливости и обиды по отношению к нему, ты
поступишь в достаточной степени умно.
XLVII
1. Впрочем, заодно со мной, ибо все измеряют наслаждением, не только те, кто обрабатывает
поля и которых по справедливости хвалит Вергилий, но и те, кто населяет города, — старые и малые,
греки и варвары, следующие не Эпикуру, Метродору или Аристиппу, но самой природе, учительнице
и славному вождю, как говорит Лукреций: " и влечет сама богиня-наслаждение — вождь
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|