|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 193
ли найдет там что-нибудь более радующее. Наряду с тем, что в человеческих лицах проявляется
особое неописуемое искусство — так что меня столь большое разнообразие лиц наводит часто на
мысль о чуде, — есть, однако, в их красоте много сходного, поэтому можно сказать вместе с
Овидием: "Множество красивых лиц заставляет колебаться мое суждение".
2. Украшение женщин — не только прекрасное лицо, но и волосы, так восхваляемые Гомером у
Елены и многих других, грудь и бедра, и, наконец, все тело, если женщины стройны, белы, полны
соков, если пропорции их совершенны] Поэтому мы видим, что у многих изображений женщин и
богинь обнажены не только голова, но у одной — рука, у другой — грудь, у третьей голень, чтобы
была видна какая-нибудь часть телесной красоты каждой. Многое вообще не скрыто одеждой, и
клянусь, это еще лучше и приятней, пример чему — скульптура Дианы, купающейся в источнике в
окружении нимф и застигнутой врасплох Актеоном. Правда, Ювенал говорит, что в живописи
требуется скрыть некоторые части тела. Но почему нужно скрывать то, что, вероятно, является
лучшим; Овидий, например, говорит:
" Лучше еще, что скрыто!"
Ведь если женщинам, имеющим красивые волосы, красивое лицо, красивую грудь, мы
позволяем обнажать эти части тела, почему мы несправедливы к женщинам, которые красивы
другими частями тела?
3. Однако возвратимся к тому, от чего отошли. Для чего существует превосходная красота
телесных членов, созданная удивительным умом природы? Может быть, для того, чтобы блекнуть от
старости и терять сок и свежесть, подобно виноградной кисти, остающейся на лозе вплоть до зимы,
тогда как нам, мужчинам, при виде таких соблазнов сгорать от желания? В таком случае было бы
лучше не создавать красивых женщин, как это сделала природа с остальными животными, которые не
умеют различать между безобразными и красивыми, хотя иначе сказал Овидий о быке Пасифаи,
выбиравшем больше среди телок, чем среди остальных коров; равным образом это встречается и у
мужчин. Как мы провожаем женщин пылающим взором, так и они нас, если наружность красива.
Никто не станет отрицать, что мужчины и женщины для того рождаются красивыми и, что особенно
важно, со склонностью к взаимности, чтобы наслаждаться, взирая друг на друга, любя друг друга и
проводя вместе жизнь. Клянусь, что если бы все мужчины и женщины были так же безобразны, как
твои, Катон, соседи, супруги Руфий и Катина, изнуренные страстью и болезнью, я убежал бы в
пустыню и избегал людей, словно змей. Что сказать более? Кто не восхваляет красоту, тот слеп душой
и телом, а если имеет глаза, то должен быть их лишен, так как не чувствует, что имеет их. Я сказал о
зрении и осязании только одного рода.
XXI
1. Можно перечислить и многое другое. В самом деле, для чего, если не для нашего украшения,
создала природа золото, серебро, драгоценные камни, дорогую шерсть, мрамор? Кто может в этом
сомневаться, если он не враг истине? Даже сами боги, с чьим величием ничто не сравнится в
человеческих делах, охотно позволяют украшать себя подобными предметами, и ничего нет у нас
священное храмов. Стоит ли упоминать о созданном руками людей, например, о статуях, картинах,
великолепных искусствах, публичных зрелищах, и разве меньше нужно ценить дары полей и
виноградников, которыми, как известно, наслаждались с восторгом не только землепашцы" но
знатные люди и даже цари, как Лаэрт, Кир? Надо ли говорить о лошадях и собаках, созданных для
нашего удовольствия?
2. И хотя все это так, некоторые строгие философы лишили себя зрения, из-за чего
восхваляются многим; клянусь, я тоже их хвалю и заявляю, что они сделали дело, достойное самих
себя. Действительно, подобных уродов следует лишить зрения, если они имели его. Думаю, они
должны быть сравнены с Эдипом и низвергнуты в преисподнюю даже ниже Эдипа, так как не
достойны ни видеть, ни быть видимыми. И вообще самое абсурдное и в словах и в делах создано
философами.
XXII
1. Обратим теперь внимание на речь, чем едва ли не единственным мы превосходим животных,
хотя Ксенофонт то же самое думает о славе; однако, по мнению Вергилия, к славе восприимчивы и
лошади, например, в «Георгиках» он говорит:
" Как переносит позор, наблюдай, как пальмой гордится".
О смехе мы уже сказали. Говоря от имени мужчин, разве убежал бы я, заслышав случайно
какую-нибудь сладкогласую, какой, говорят, была Клеопатра, и прервал беседу, которую она со мной
завела? И поскольку с помощью слуха воспринимается не только речь, разве заткну я уши,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|