|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 187
Их сердца утишая и лютость.
Августин
Хвалю твое старание понять тайный смысл этого поэтического рассказа, ибо думал ли об этом
сам Вергилий, когда писал, или подобный умысел был ему совершенно чужд и он желал описать в
этих стихах только морскую бурю и ничего более, — во всяком случае, то, что ты сказал о ярости
гнева и о власти разума, кажется мне верным и остроумным. Но возвращаюсь к началу моей речи:
против гнева и остальных страстей, особенно же против той заразы, о которой мы как раз говорим,
приводи себе всегда на память какое-нибудь изречение, встретившееся тебе при внимательном
чтении. Отмечай полезные изречения, как я сказал вначале, известными знаками, которые наподобие
крючков удерживали бы их в памяти, когда они захотят ускользнуть из нее. С их помощью ты
станешь непоколебимым как против всех других соблазнов, так и против той мрачности духа,
которая, подобно смертоносной тени, губит и семена добродетелей, и все плоды дарований и которая,
словом, — как прекрасно говорит Туллий — есть источник и начало всех бедствий. Разумеется, нет
ни одного человека, который не имел бы многих причин для скорби; не говорю и о том, что
воспоминание о твоих прегрешениях законно гнетет и тревожит тебя: это единственный
спасительный вид скорби, раз только она не переходит в отчаяние; но если ты внимательно
присмотришься к другим и к самому себе, ты, конечно, должен будешь признать, что небо даровало
тебе много благ, которые дают тебе право утешаться и радоваться среди стольких ропщущих и
страждущих. Что же касается твоих жалоб на то, что ты еще не жил для себя, равно и твоих жалоб на
неудовольствие, которое причиняет тебе городской шум, то немалым утешением должны тебе
служить подобные же жалобы знаменитейших людей и то соображение, что если ты по собственной
воле попал в этот водоворот, то по своей же воле можешь и вынырнуть из него, если только сильно
пожелаешь. Притом долгая привычка может приучить твои уши внимать разноголосому крику толпы
с таким же наслаждением, как шуму водопада. И, как я сказал, ты очень легко достигнешь того, если
сначала смиришь смятение твоего духа, ибо ясное и спокойное сердце остается невозмутимым,
клубятся ли вкруг него бродячие облака или звучит над ним дальний гром. Так, точно стоя в
безопасности на сухом берегу, ты будешь созерцать чужие кораблекрушения и молча слушать
горестные вопли тонущих, и сколько жалости внушит тебе это печальное зрелище, столько же
радости будет возбуждать в тебе твоя собственная безопасность по сравнению с опасным положением
других. Поэтому я твердо надеюсь, что ты вскоре совершенно изгонишь печаль и твоего сердца.
Франциск
Хотя многое звучит для меня как насмешка, особенно твое утверждение, что мне легко
покинуть города и что это вполне в моей воле, но так как во многом ты убедил меня разумными
доводами, я хочу и тут сложить оружие, прежде чем потерплю поражение.
Августин
Итак, ты можешь теперь же сбросить с себя печаль и примириться со своей судьбою. Франциск
Конечно, могу, если только судьба действительно существует. Ибо, как ты знаешь, греческий
поэт и наш сильно расходятся на этот счет: в то время как первый ни разу не удостоил упомянуть о
судьбе в своих произведениях, как бы признавая, что она — ничто, наш не только часто поминает ее,
но в одном месте даже называет всемогущей. Это мнение разделяли и знаменитый историк, и великий
оратор; именно Саллюстий Крисп говорит, что судьба, несомненно, властвует во всем, а Марк Туллий
не усумнился признать ее владычицей человеческих тел. Что я сам думаю о ней, то мне, может быть,
представится другое время и место высказать. Что же касается обсуждаемого нами предмета, то твои
наставления были мне так полезны, что, сравнивая себя теперь с большинством людей, я уже не
нахожу своего положения столь жалким, как раньше.
Августин
Я рад, что принес тебе некоторую пользу, и хотел бы принести большую; но так как нынешняя
беседа довольно затянулась, не отложить ли нам то, что еще осталось, на третий день, когда и
кончить?
Франциск
Я лично всем сердцем обожаю число три, не столько потому, что оно содержит в себе трех
Граций, сколько потому, что оно, как известно, всего милее божеству. Таково не только твое мнение и
других учителей истинной религии, всецело возлагающих свою веру на троичность, но даже
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|