|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 185
Лучше негодуй на то, что ты не мудр, ибо только этим ты мог бы приобрести и свободу, и
истинное богатство. Притом человек, равнодушно переносящий отсутствие причин и в то же время
пеняющий на отсутствие следствий, не имеет правильного представления ни о причинах, ни о
следствиях. Но говори теперь далее, что угнетает тебя сверх сказанного? Бренность ли тела? Или
скрытая скорбь?
Франциск
Правда, каждый раз, как я рассматривал себя самого, мое тело всегда было мне в тягость; но
видя, сколь тяжелы тела других, я признаю, что мой раб довольно послушен. Когда бы я ногтем же
хвалиться и относительно моей души! Но она властвует надо мной.
Августин
Когда бы она сама покорялась власти разума! Но возвращаюсь к телу: что ты чувствуешь в нем
тягостного? Франциск
Ничего другого, кроме его общих свойств: что оно смертно, расстраивает меня своими
страданиями, обременяет меня своей тяжестью, клонит ко сну, когда дух бодр, и подчиняет другим
человеческим нуждам, которые перечислять было бы и долго и неприятно.
Августин
Образумься, прошу тебя, и вспомни, что ты человек, — тогда это тревожное чувство исчезнет. Если
тебя мучит еще что-нибудь, скажи. Франциск
Или ты не слыхал о лютости мачехи-судьбы, как она в один день беспощадным ударом сокрушила
меня, мои надежды и все мое достояние, мою семью и мой дом? Августин
Вижу потоки слез, текущие из твоих глаз, и оттого хочу пройти мимо, ибо в этом деле ты
нуждаешься не в поучении, а в напоминании. Достаточно будет лишь посоветовать тебе, чтобы ты
вспомнил не только о гибели частных семейств, но о хорошо известных тебе случаях распадения
целых царств на протяжении всех веков. Одно уже чтение трагедий может научить тебя не стыдиться
того, что вместе со столькими царскими дворцами сгорела и твоя хижина. Теперь продолжай, потому
что эти мои немногие слова ты должен сам обдумать глубже.
Франциск
Кто мог бы с достаточной силою выразить ежедневное отвращение и скуку моей жизни в этом
безобразнейшем, беспокойнейшем из всех городов мира, в этой тесной, омерзительной яме, куда
стекаются нечистоты со всего света? Кто в состоянии изобразить словами узкие зловонные улицы,
вызывающие тошноту, стаи бешеных собак вперемежку с гнусными свиньями, грохот колес,
сотрясающий стены, кареты четверней, внезапно выезжающие из боковых переулков и
загораживающие дорогу, эту разношерстную толпу, ужасный вид бесчисленных нищих,
разнузданность богатства, уныние и скорбь одних, резвую веселость других, наконец, это
разнообразие характеров и занятий, этот разноголосый крик и давку кишащей толпы? Все это
изнуряет ум, привыкший к лучшему, лишает покоя благородный дух и мешает научным занятиям. Да
спасет меня Господь от этого кораблекрушения невредимым, ибо часто, когда я оглядываюсь кругом,
мне кажется, что я живым сошел в ад. Вот и предавайся при таких условиях высоким размышлениям:
Вот тут и вздумай сложить втихомолку певучие строки!
Августин
Этот стих Флакка показывает мне, о чем ты более всего сокрушаешься; ты горюешь о том, что попал
в такое место, которое не благоприятно для твоих занятий, ибо, как говорит тот же поэт, Хором
хвалят поэты леса, города ненавидят.
И сам ты в каком-то послании выразил ту же мысль другими словами:
Музам дубрава мила, не дружат с городами поэты.
Верь мне: если бы когда-нибудь утихло внутреннее смятение твоего духа, окружающий тебя
шум хотя и поражал бы твой слух, но души твоей не волновал бы. Но не буду повторять тебе того, что
ты давно знаешь; у тебя есть небесполезное письмо Сенеки об этом предмете, есть и книга его же о
спокойствии духа, есть и превосходная книга Цицерона о средствах к полному исцелению этого
душевного недуга — изложение прений третьего дня, происходивших в его Тускуланском доме,
посвященное им Бруту.
Франциск
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|