|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 159
ствии с тем, что одни из них следуют подобию других либо в силу принадлежности к тому же роду,
либо в силу аналогии некоторого подражания (Сумма теол., I, q. 44, 3 с).
Самый порядок, существующий в вещах, которые так сотворены Богом, обнаруживает единство
мироздания. В самом деле, мироздание именуется единым от единой упорядоченности в том смысле,
что каждая вещь соотнесена с другими. Все, что от Бога, соотнесено между собой и с Самим Богом,
как то показано. Отсюда необходимо, чтобы все принадлежало единому мирозданию. По этой
причине могли полагать множество миров те, кто в качестве мировой причины полагал не какую-либо
упорядочивающую мудрость, но случай; так, Демокрит утверждал, что из сталкивания атомов возник
и этот мир, и другие бесчисленные миры (Сумма теол., I, q. 47, 3 с).
Как утверждалось выше, совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало
неравенство, дабы осуществились все ступени совершенства. И одна ступень совершенства состоит в
том, что некоторая вещь совершенна и не может выйти из своего совершенства; другая же ступень
совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна, но может из своего совершенства
выйти. Эти ступени обнаруживаются уже в самом бытии, ибо есть вещи, которые не могут утратить
своего бытия и потому вечны, а есть вещи, которые могут утратить свое бытие и потому бренны. И
вот, подобно тому как совершенство вселенной требует, чтобы были не только вечные, но и бренные
сущности, точно так же совершенство вселенной требует, чтобы были и некоторые вещи, которые
могут отступить от своей благости; потому они и в самом деле время от времени делают это. В этом и
состоит сущность зла, т.е. в том, чтобы вещь отступала от блага. Отсюда явствует, что в вещах
обнаруживается зло, как и порча, ибо и порча есть некоторое зло (Сумма теол., I, q. 48, 2 с).
Зло по-разному имеет причину недостаточности в вещах произвольных, с одной стороны, и
природных — с другой. Ведь природная причина производит следствие такого же рода, какова она
сама, если только не испытывает какой-либо помехи извне; именно таков ее недостаток. Потому зло
не может воспоследовать в следствии, если заранее не существует некоторое иное зло в действующем
начале либо в материи, как то сказано выше. Но в вещах произвольных недостаток действия
проистекает из актуально несовершенной воли в той мере, в какой последняя актуально оказывает
неповиновение стоящему над ней правилу. Такого рода несовершенство еще не есть вина, но за ним
следует вина, проистекающая из тех действований, которые осуществляются в состоянии этого
несовершенства (Сумма теол., I, q. 49, 1 ad 3).
. Как то явствует из сказанного выше, зло, состоящее в несовершенстве действования,
неизменно имеет свою причину в несовершенстве действующего лица. Однако в Боге нет никакого
несовершенства, но высшее совершенство, как то было показано. Поэтому зло, состоящее в
несовершенстве действования или проистекающее от несовершенного действования, не может быть
возведено к Богу как к своей причине. Но зло, состоящее в порче каких-либо вещей, восходит к Богу
как к своей причине. И это очевидно как в делах природы, так и в делах воли. В самом деле, уже было
сказано, что любое действующее начало в той мере, в которой оно своей силой производит некоторую
форму, подверженную порче и несовершенству, своей силой вызывает эту порчу и это
несовершенство. Между тем очевидно, что форма, которую прежде всего имеет в виду Бог в Своих
творениях, есть блого целокупного миропорядка. Но целокупный миропорядок требует, как то
сказано выше, чтобы некоторые вещи могли впасть в несовершенство и время от времени впадали в
него. И таким образом Бог, обусловливая в вещах блого целокупного миропорядка, в качестве
следствия и как бы акцидентально обусловливает порчу вещей (Сумма теол., I, q. 49, 2 с).
. Из сказанного выше следует, что нет единого первичного начала зла в том смысле, в котором
есть единое первичное начало блага. Ибо, во-первых, единое первичное начало блага есть блого по
своей сущности, как то было показано. Ничто, однако, не может быть по своей сущности злом. В
самом деле, мы видели, что все сущее в той мере, в какой оно есть сущее, есть блого и что зло
существует лишь в благе, как своем субстрате.
Во-вторых, первичное начало блага есть высшее и совершенное блого, которое изначально
сосредоточивает в себе всю благость других вещей, как было показано выше. Но высшего зла не
может быть, ибо, как было показано, зло хотя и всегда умаляет блого, однако никогда не может его
вполне уничтожить; и, поскольку, таким образом, блого всегда пребывает, ничто не может быть
целокупно и совершенно злым. По этой причине философ утверждает, что "если бы нечто было
целокупно злым, оно разрушило бы само себя" (Этика, IV, гл. 5), ибо с разрушением всякого блага,
что необходимо для целокупности зла, разрушилось бы и само зло, субстрат которого есть бла
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|