|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 154
бегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к
служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела. И само то
обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или
неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания: последнюю легче вести от
тех предметов, которые открыты естественному разуму, источнику прочих наук, к тем предметам,
которые превыше разума и о которых трактует наша наука (Сумма теол., I, q. 1, 5 ad 2).
ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ
По закону своей природы человек приходит к умопостигаемому через чувственное, ибо все
наше познание берет свой исток в чувственных восприятиях (Сумма теол., I, q. 1, 9 c).
Путь доказательства может быть двояким. Либо он исходит из причины и потому называется
"propter quid", основываясь на том, что первично само по себе; либо он исходит из следствия и
называется «quia», основываясь на том, что первично в отношении к процессу нашего познания. В
самом деле, коль скоро какое-либо следствие для нас прозрачнее, нежели причина, то мы вынуждены
постигать причину через следствие. От какого угодно следствия можно сделать умозаключение к его
собственной причине (если только ее следствия более открыты для нас), ибо, коль скоро следствие
зависит от причины, при наличии следствия ему по необходимости должна предшествовать причина.
Отсюда следует, что Бытие Божие, коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть нам
доказано через свои доступные нашему познанию следствия (Сумма теол., I, q. 2,
2 с).
. Бытие Божие может быть доказано пятью путями.
Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. В самом деле, не подлежит
сомнению и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире нечто движется. Но все, что
движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что
находится в потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется. Сообщать же
движение нечто может постольку, поскольку оно находится в акте: ведь сообщать движение есть не
что иное, как переводить предмет из потенции в акт. Но ничто не может быть переведено из потенции
в акт иначе, как через посредство некоторой актуальной сущности; так, актуальная теплота огня
заставляет потенциальную теплоту дерева переходить в теплоту актуальную и через это приводит
дерево в изменение и движение. Невозможно, однако, чтобы одно и то же было одновременно и
актуальным, и потенциальным в одном и том же отношении, оно может быть таковым лишь в
различных отношениях. Так, то, что является актуально теплым, может одновременно быть не
потенциально теплым, нолишь потенциально холодным. Следовательно, невозможно, чтобы нечто
было одновременно, в одном и том же отношении и одним и тем же образом и движущим, и
движимым, — иными словами, было бы само источником своего движения. Следовательно, все, что
движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро
движущийся предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно,
чтобы так продолжалось до бесконечности, ибо в таком случае не было бы перводви-гателя, а
следовательно, и никакого иного двигателя; ибо источники движения второго порядка сообщают
движение лишь постольку, поскольку сами движимы первичным двигателем, как-то: посох сообщает
движение лишь постольку, поскольку сам движим рукой. Следовательно, необходимо дойти до
некоторого перводвигателя, который сам недвижим ничем иным; а под ним все разумеют Бога.
Второй путь исходит из понятия производящей причины. В самом деле, мы обнаруживаем в
чувственных вещах последовательность производящих причин; однако не обнаруживается и
невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда она
предшествовала бы самой себе, что невозможно. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих
причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний
— причина конечного (причем средних членов может быть множество или только один). Устраняя
причину, мы устраняем и следствия. Отсюда, если в ряду производящих причин не станет начального
члена, не станет также конечного и среднего. Но если ряд производящих причин уходил бы в
бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина; а в таком случае отсутствовали
бы и конечное следствие, и промежуточные производящие причины, что очевидным образом ложно.
Следовательно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все
именуют Богом.
Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости и сводится к следующему.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|