|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 150
ря при истолковании выражения "ad aliquid" [к чему-либо]: "Может быть, трудно высказываться с
уверенностью о вещах такого рода, если их не рассматривать часто. Сомневаться же о каждой в
отдельности будет не бесполезно", ибо, сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя,
достигаем истины. Согласно чему и сама истина говорит: "Ищите и отыщете, стучитесь и откроется
вам".
ФОМА
АКВИНСКИЙ
(1225/1226 — 1274)
Будущий знаменитый схоластик родился в Неаполитанском королевстве в знатной семье графа
Аквинского. Отсюда и появилось прозвание Фомы Аквинский, или, по-латыни, — Аквинат. С раннего
детства он воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино, затем учился в
Неаполитанском университете. Здесь он познакомился с монахами из ордена доминиканцев и
несмотря на резкие протесты семьи, в 1244 г. принял монашеский постриг.
Молодого монаха, отличающегося не только молчаливым и замкнутым нравом (за что Фому
прозвали "немым буйволом"), но прежде всего высокой образованностью и глубиной мысли,
отправили для дальнейшего обучения в Кельн к знаменитому христианскому теологу Альберту
Великому. В 1252 г. Фома Аквинский становится преподавателем в парижском университете, в
котором работал до конца 50-х гг.
Преподавательская деятельность наряду с литературно-философским творчеством стали
основными жизненными занятиями Аквината. В 1259 г. папа Урбан IV отзывает его в Рим и почти
десять лет он преподает в доминиканских учебных заведениях в Италии.
В конце 60-х гг. его вновь призывают в Париж, где он должен был отстаивать интересы римско-
католической церкви в идейных и теологических спорах с различными мнениями,
распространявшимися среди преподавателей и студентов европейских университетов. Именно в этот
период он пишет свои главные произведения, в которых, используя систему Аристотеля,
разрабатывает новое систематическое изложение учения римско-католической церкви.
С 1272 по 1274 гг. Фома Аквинский занимается преподаванием в своем родном университете г.
Неаполя. Незадолго до смерти его по указанию папы Григория X вызывают для участия в Лионском
Соборе. Однако по дороге в Лион Фома Аквинский тяжело заболел и умер 7 марта 1274 г.
Уже после смерти ему был присвоен титул "ангельского доктора", а в 1323 г. за свои великие
заслуги перед церковью Фома Аквинский был признан святым.
Фоме Аквинскому принадлежит огромное количество сочинений на богословские и
философские темы, которые он писал в течение всей жизни. В своем литературном творчестве он не
останавливался ни на минуту, ибо видел суетность всего мирского, в том числе и преходящее
значение собственной деятельности. Ему постоянно казалось, что он что-то еще не понял, что-то не
знает и потому пытался успеть приоткрыть завесу над непостижимыми Божественными тайнами.
Недаром, на увещевания прекратить столь напряженную работу он однажды ответил: "Не могу,
потому что все, что я написал, кажется мне трухой, с точки зрения того, что я увидел и что мне было
открыто".
Наиболее важными из произведений, созданных Аквинатом считаются его знаменитые
«Суммы» — "Сумма истины католической веры против язычников" (1259-1264) и "Сумма теологии"
(1265-1274), которую он так и не успел окончательно завершить. В этих произведениях и изложены
основные богословско-философские взгляды великого схоластика Запада.
Вообще, интерес, который Фома Аквинский проявлял к философскому учению Аристотеля, был
не случаен. Дело в том, что доминиканский орден, монахом которого являлся Аквинат, стал в XII—
XIII ее. одним из главных орудий римско-католической церкви в борьбе с еретичеством, почему сами
доминиканцы называли себя "псами господними". Особое рвение они проявили в установлении
духовного контроля над сферами теоретического богословия и образования, стремясь возглавить
богословские кафедры важнейших европейских университетов и других учебных заведений.
Именно доминиканцы одними из первых среди официальных католических теологов поняли,
что само учение католицизма, основанное в то время на идеях Аврелия Августина, требует
определенного реформирования. Альберт Великий — учитель Аквината — специально занимался
изучением трудов Аристотеля и начал работу по новой систематизации католического вероучения, ко
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|