![На главную](../_images/home.png) |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
![](_images/8x8.gif) |
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 147
Наконец, кто же не знает, что как первые, [диалектики], так и вторые, [софисты], равно
получили свое наименование от самого искусства рассуждения? Ведь самого Сына Божьего, которого
мы называем Словом, греки называют Логос (logos), т.е. началом божественной мысли, или
божественной мудростью, или разумом. Поэтому и Августин в книге "83 вопроса" в сорок четвертой
главе говорит: "Вначале было Слово, которое греки называют Логос". Он же в книге против пяти
ересей говорит: "Вначале было Слово. Греки правильнее говорят «Логос». Ведь «логос» означает и
слово, и разум". И Иероним в послании к Паулину о Священном Писании говорит: "Вначале было
Слово, Логос, обозначающее по-гречески многое. Ибо оно является и словом, и разумом, и
исчислением, и первопричиною всех вещей, благодаря коей существует все, что существует. Все это
мы правильно мыслим во Христе".
Ведь подобно тому как Господь Иисус Христос называется словом Отца (по-гречески "логос"),
точно так же Он называется и софией (sophia), т.е. мудростью Отца, и потому к Нему, несомненно,
больше всего относится та наука, которая даже по наименованию связана с Ним и по происхождению
от слова «логос» названа логикой. И подобно тому как от Христа возникло название «христиане», так
и логика получила название от «логоса». Последователи ее тем истиннее называются философами,
чем более истинными любителями этой высшей мудрости они являются. Эта величайшая мудрость
наивысшего Отца, когда она облекается в нашу природу для того, чтобы просветить нас светом
истинной мудрости и обратить нас от мирской любви к любви в отношении Его самого, конечно,
делает нас в равной степени христианами и истинными философами.
Сам Господь Иисус Христос побеждал иудеев в частых спорах и подавил их клевету как
писанием, так и разумным доказательством и. укрепил веру в Себя не только могуществом чудес, но
особенно силой слов. Почему же Он пользовался не только чудесами, делая то, что больше всего
подействовало бы на иудеев, просивших у Него знамения, как не потому, что Он решил наставить нас
собственным примером, каким образом мы должны привлекать к вере при помощи разумных
доказательств тех, которые ищут мудрости? Различая это, апостол говорит: " Ибо иудеи требуют
чудес, а эллины ищут мудрости", т.е. последние укрепляются в вере преимущественно
доказательствами, подобно тому как первые — чудесами.
Когда же не хватает знамений чудес, то нам остается единственный способ сражаться против
любых противников: победить словами то, что мы не можем победить деяниями, в особенности когда
у разбирающихся людей большую силу имеют разумные доказательства, чем чудеса, относительно
коих можно легко впасть в сомнение, не сотворены ли они дьявольским наваждением.
ДИАЛОГ МЕЖДУ ФИЛОСОФОМ, ИУДЕЕМ И ХРИСТИАНИНОМ
Мне снилось ночью, что три мужа, пришедшие различными путями, предстали предо мною, и я
их тотчас же спросил, как бывает во сне, кто они такие и почему пришли ко мне. Они ответили: " Мы
люди, следующие различным вероисповеданиям. И все мы равно утверждаем, что являемся
почитателями единого Бога, однако служим ему различно по вере и по образу жизни. Ибо один из нас
язычник, принадлежащий к тем, которых называют философами, довольствуется естественным
законом. Другие же двое имеют писания, и один из них зовется иудеем, а другой — христианином.
Мы долго спорили, сравнивая поочередно различные направления веры, и наконец решили
прибегнуть к твоему суду". Сильно удивляясь этому, я спросил: кто навел их на эту мысль, кто свел
их вместе и, более всего, почему они избрали в этом споре судьей меня?
Философ, отвечая, сказал: это начинание — дело моих рук, потому что самым главным для
философа является исследовать истину при помощи разума и следовать во всем не мнению людей, а
доводам разума.
Тогда я говорю: ты, философ, ты, который не исповедуешь никакого закона и уступаешь только
доводам разума, ты не сочтешь за большое достижение, если окажешься победителем в этом споре.
Ведь у тебя для битвы имеются два меча, остальные же вооружены против тебя только одним. Ты
можешь действовать против них, опираясь как на писание, так и на доводы разума, они же против
тебя, поскольку ты не следуешь закону, от закона выставить ничего не могут и тем менее также могут
выступить против тебя, опираясь на доводы разума, чем более ты привык к этому и чем более
богатым философским вооружением ты владеешь.
Ни одно учение, как упомянул кто-то из наших [христиан], не является до такой степени
ложным, чтобы не заключать в себе какой-нибудь истины, и нет ни одного столь пустого спора,
который не имел бы в себе какого-либо поучительного доказательства.
Философ говорит: мне, который довольствуется естественным законом, являющимся пер
|
![](_images/8x8.gif) |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|