|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 118
Ученик: То же, что и тело без души, как сказал Соломон: "Что приносят глупому его богатства,
когда он не может купить на них ума?"
Учитель: Не мудрость ли возвышает смиренного и нищего поднимает из ничтожества, чтобы
посадить его с царями, и поддерживает престол славы?
Ученик: Все это так, но она широка и трудно ее приобретение.
Учитель: Но какой воин увенчивается без битвы? Какой земледелец без труда добывает хлеб?
Разве не знаете старой пословицы: корень учения горек, но плоды его сладки.
Ученик: Но покажи же нам первые ступени мудрости, чтобы Божиею и твоею помощью мы
могли после перейти от низших к высшим.
Учитель: Мы читаем у Соломона, устами которого говорила сама мудрость: "Мудрость
построила себе дом и вырубила для него семь столбов". Хотя собственно это выражение относится к
божественной мудрости; которая построила себе в девственной утробе дом, т.е. тело, и подкрепило
его семью дарами Духа святого; это и есть церковь, прославленная теми дарами; но и книжная
мудрость точно так же утверждается на семи столбах, и не иначе можно довести до совершенства
свое познание, как поднявшись на те столбы, или, лучше сказать, ступени.
Ученик: Веди же нас и изведи когда-нибудь из норы невежества, чтобы мы могли воссесть на
ветви мудрости, данной тебе Богом; оттуда мы увидим свет правды; покажи же нам, как ты часто то
обещал, семь ступеней науки.
Учитель: Тех ступеней, о которых вы спрашиваете, семь, и — о! если бы для переступления их
вы обнаружили такую же жажду, какую теперь показываете для того, чтобы взглянуть на них; вот
они: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрология. Над ними
потрудились все философы, ими они просветились, превзошли славою царей и восхваляются на
вечные времена; этими же науками святые наставники и защитники нашей католической веры
одерживали верх над всеми ересиархами во время публичных диспутов с ними. Пусть по ним
пройдется и ваша мудрость, о любезные дети, пока более зрелый возраст и новые душевные силы не
позволят вам приступить к вершине всего — Священному Писанию. Вооружившись таким образом,
вы выступите после неодолимыми защитниками и утвердителями истин веры.
ИОАНН СКОТ
ЭРИУГЕНА (ок. 810-877)
Иоанн Скот Эриугена родился в Ирландии и на европейском континенте оказался примерно в
840 г., когда был приглашен участвовать в теологическом споре о Божественном предопределении.
Результатом участия в дискуссии стал написанный им трактат " О предопределении". Молодой
ирландец, судя по всему даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание
христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять место руководителя
школы в Париже при дворе французского короля Карла Лысого.
В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до того времени в
Западной Европе «Ареопагитик» с греческого на латинский язык. Дело этом, что в Ирландии, в
отличие от континента, среди христианских философов было распространено знание греческого
языка, которым прекрасно владел и сам Эриугена. Под впечатлением, произведенным на него
текстами Псевдо-Дионисия, в 862-866 гг. он написал собственное сочинение под названием "О
разделении природы", имеющее форму диалога между «Учителем» и «Учеником».
В своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский философ
неоплатонического направления, считающий, что вера и разум, религия и наука неразделимы.
"Истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия",
— писал он. Более того, он утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что
бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: "Авторитет рождается от истинного разума,
но разум никогда не рождается из авторитета". Поэтому с его точки зрения "никто не восходит на
небо иначе, чем через философию".
В неоплатоническом духе Иоанн Скотт Эриугена трактует и строение мироздания, «природы»,
состоящей из четырех уровней. Сама структура мироздания определяется неоплатонически-
христианским принципом, проповедуемым Псевдо-Дионисием: Бог есть Начало и Конец всего
сущего. Следовательно, мир, сотворенный Богом, проходит несколько уровней своего развития и в
конце концов вновь возвращается к Богу.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|