|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 117
можно подняться до нее. Наш возраст еще нежен, и если ты нам не подашь руки, мы не взойдем одни.
Мы понимаем, что душа наша помещена в сердце, как глаза в голове. Но глаза могут различать ясно
предметы только при помощи солнца или какого-нибудь другого света; всякий знает, что без света мы
и с глазами оставались бы в темноте. Точно так же и мудрость бывает доступна нашей душе, когда
кто-нибудь ее просветит.
Учитель: Вы сделали, мои дети, хорошее сравнение души с глазами. Но, Тот, кто просвещает
всякого человека, грядущего в мире (Иоан. 1, 9), просветит и ваши умы для восприятия философии,
которая никогда, как вы сказали, не оставляла своего обладателя нищим.
Ученик: Знаем, наставник, знаем наверное, что просить надобно у того, кто подает щедро и
никому не препятствует. Но нас нужно наставить и вести под руку, пока не разовьется в нас сила.
Конечно, кремень имеет в себе огонь, выскакивающий при ударе, как и уму человека прирожден свет
науки; но пока на него не посыплются удары сведущего человека, искра будет также скрываться, как
она скрывается в кремне.
Учитель: Мне легко будет показать вам путь к мудрости, когда вы полюбите ее для Бога, ради
душевной чистоты, ради познания истины и ради ее самой, а не ради человеческой славы, временных
наград и лживых обольщений богатствами; чем кто более любит последнее, тем он далее блуждает от
света науки: так пьяный не может переступить порога своего дома.
Ученик: Веди же нас, гони и приведи божественными путями разума на вершину совершенства;
хотя и неровным шагом, но мы последуем за тобою.
Учитель: О, человек, разумная тварь, бессмертная лучшею своею частью, образ своего Творца,
скажи, зачем ты теряешь свои богатства и стараешься приобрести чужие? К чему ты ищешь внизу и
не смотришь выше?
Ученик: Но что свое, а что чужое?
Учитель: Чужое — что ищется вне, как, например, накопление богатств. Свое — что внутри,
украшение себя мудростью. К чему же, о смертные, вы ищете вне, когда имеете то, что ищите,
внутри.
Ученик: Мы ищем счастия.
Учитель: Хорошо делаете, если ищете постоянного, а не преходящего. Посмотрите, какою
горечью окроплено земное счастье; никому не достается в целости, никому не остается верным,
потому что в этой жизни нет ничего неизменяемого. Что прекраснее света? Но и он затмевается
наступающим мраком. Что прелестнее летом цветов? Но и они погибают от зимнего холода. Что
отрадное здоровья тела? Но кто пользуется им постоянно? Что приятнее покойного мира? Но взрывы
печальных распрей и его нарушают.
Ученик: Мы никогда не сомневались в том, что все это так и бывает, как ты сказал. Но скажи,
почему это так?
Учитель: Чтобы из великого вы познали малое.
Ученик: Каким образом?
Учитель: Если небо и земля, которыми все любуются и пользуются, представляют постоянные
перемены, то тем более должно представляться преходящим пользование чем-нибудь отдельным. И к
чему любить то, что не может оставаться с нами? К чему слава, почести, богатства? Вы читали о
богатствах Креза, славе Александра, величии Помпеи? А что из всего этого может помочь
осужденным на гибель?... Гораздо лучше украшать себя внутри, чем извне, и просвещать
бессмертную душу.
Ученик: Какие же могут быть украшения души?
Учитель: Прежде всего мудрость, и к вето приобретению я убеждаю вас стремиться. Ученик: Откуда
же мы знаем, что мудрость вечна? И если все исчисленное тобою преходяще, то почему же и наука не
может пройти?
Учитель: Думаете ли вы, что душа
бессмертна? Ученик: Не только думаем, но и
наверное знаем. Учитель: А мудрость
украшает душу? Ученик: Без сомнения.
Учитель: Следовательно, они обе бессмертны, и душа, и мудрость. Вот богатства часто оставляют
человека, и почести уменьшаются; разве вы этого не видели? Ученик: Мы видим, что даже и
могущество государств не вечно. Учитель: Что же значат богатства без мудрости?
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|