|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 112
того, что выше всякого отъятия, — начинать отнимать с более от того удаленного. Разве не более Бог
жизнь и благость,51 нежели воздух и камень?52 И не в большей ли мере не бывает Он в похмелье и не
гневается, чем не может быть выражен словом или помыслен?
ГЛАВА 4
ЧТО НИЧЕМ ИЗ ЧУВСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА
ВСЕГО ЧУВСТВЕННОГО
Итак, мы утверждаем, что Причина всего, будучи выше всего, и несушно-стна, и нежизненна, не
бессловесна, не лишена ума и не есть тело; не имеет ни образа, ни вида, ни качества, или количества,
или величины; на каком-то месте не пребывает,53 невидима, чувственного осязания не имеет; не
воспринимает и воспринимаемой не является; Ей не свойственны беспорядок, смута и беспокойство,
возбуждаемые страстями материи; Она не бессильна как неподверженная чувственным болезням, не
имеет недостатка в свете; ни изменения, ни тления, ни разделения, ни лишения, ни излияния не
претерпевает; и ничего другого из чувственного Она не представляет Собой и не имеет.
ГЛАВА 5
ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО
УМСТВЕННОГО
нет, как когда бывает некое «головотрясение» (***), что представляет собой: "голову (***) трясущая (***) и
сильно движущая". А гнев это не случайное раздражение, но продолжительное. Восходя от чувственного к
умозрительному, подобает все такого рода отьятия, касающиеся бесплотного, понимать не вульгарно, но
каждый раз имея в виду сказанное самим блаженным Дионисием, — что Бог не является ничем из сказанного,
из того, что мы знаем или можем помыслить, а также ничем из того, что ведают все умственные силы; ибо
вообще все, о чем можно сказать, происходит от Бога и есть Его дар. Как же в собственном смысле слова может
быть чем-то из них Пекущийся о них? Все это так или иначе мы рассмотрели в книге "О божественных именах".
Это ведь все как случайное принадлежит сущему, каковое за пределами Бога. Бог же и выше сущего, и его
Причина, так что выше и того.
51 14 Иначе. Жизнь и благость — это катафасис, или утверждение. Не пьянство и не гнев — это апофасис, или
отьятие.
52 15 Воздух — поскольку в «Царствах» сказано о "дуновении тихом" (3 Цар. 19, 12), «камень» — сказал
пророк (Пс.
117, 22).
53 Необходимым образом отец тем самым предупреждает слушателя, что в результате апофаз не следует
думать, что божественное вовсе не существует; ими он как раз утверждает его бытие; в данном случае он
показывает, что оно не является ничем из сущего, но сверхсущественно.
54 Отличаются друг от друга, как выше было сказано, воображения, мнение, слово и разумение,
представляющиеся свойствами ума. Но надо разуметь и то, что Причина не имеет слова, подобного нашему
слову, в равной степени и разумения такого, как у наделенных умом тварей; так же и прочее следует
воспринимать. Иначе. И в этих случаях следует понимать подобно тому, как это делается, когда речь идет о
нашем познании. А когда говорят «жизнь» или
«свет» в том смысле, в каком они созерцаются среди рожденных, то высказываются, говорит он, о том, что вне
Ее, т.е. за пределами божественной природы, значит, говорят о творениях, благодаря которым мы постигаем
Давшего им существование; сказать же благодаря им что-либо положительное о Его природе мы не можем;
опять же мы осуществляем отьятие, говоря, что ничем из этого божественное не является.
55 2 Отличаются друг от друга единое и единство: одно являет собой нечто превосходящее, а другое
свойственное ему качество, как, к примеру, белое и белизна, благое и благость. И заметь, что ни благость не
является сущностью
Божией, ни вообще что-либо из перечисленного и противоположного тому; так что она ничем из этого не
является.
Ибо все таковое — не сущность Его, но представление о Нем. То же говорят и философ Секст Екклезиастик, и
Григорий Богослов в третьем из своих богословских слов, — что ни божественность, ни нерожденность, ни
отечество не означают сущности Божией.
3 Заметь, что Она не является ни духом в нашем понимании, ни сыновством, ни отцовством. Ко всем предлагае-
Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или
разумения Она не имеет;54 и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не
уразумеваема; Она и не число, и не порядок, не величина и не малость, неравенство и не неравенство,
не подобие и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает в покое, не имеет силы и не
является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть ни сущность, ни век, ни время;
Ей не свойственно умственное восприятие; Она не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она
не единое и не единство,55 не божественность или благость; Она не есть дух в известном нам смысле,
не сыновство, не отцовство,56 ни что-либо другое из доступного нашему или
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|