|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 111
почему пресущественный Иисус восуществляется естественными для человека истинами; и
остальное, что явлено Писанием, разъяснено в " Богословских очерках".
В книге же " О божественных именах"41 говорится о том, почему Бог именуется Благим, почему
Сущим, почему Жизнью, Премудростью, Силой и прочим, чем пользуется умозрительное
богоименование.
В " Символическом же богословии" 42 — каковы от чувственного на божественное метонимии,
что такое божественные формы, каковы божественные образы, части, органы, что представляют
собой божественные места, миры, каковы стремления, страдания, негодования, что такое упоения и
похмелья, каковы клятвы и проклятия, что — сны, каковы пробуждения, и что представляют собой
прочие священнозданные формы символического богословия.
Ты, я думаю, видел, насколько последнее многословнее первого. 43
Подобает ведь " Богословским очеркам" и раскрытию божественных имен быть короче "
символического богословия".44 Ибо, по мере нашего восхождения вверх, речи вследствие сокращения
умозрений сокращаются.45 Так что и ныне, входя в сущий выше ума сумрак, мы обретаем не ма-
лословие, но совершенную бессловесность и неразумение.46
А оттуда, сверху, до пределов нисходя, слово по мере нисхождения47 соответствующим образом
распространяется. Но теперь, восходя от нижнего к высшему, по мере восхождения оно сокращается
и после полного восхождения будет вовсе беззвучным и все соединится с невыразимым.
40 3 Заметь, — против несториан и акефалов.
41 4 Что содержит книга "О божественных именах".
42 5 Что содержит "Символическое богословие".
43 6 Первым он называет "Символическое богословие".
44 7 Почему "Богословские очерки" и книга "О божественных именах" малословной, чем "Символическое
богословие".
45 8 Говоря о сокращении умозрений, он имеет в виду подобающие их нематериальной простоте созерцания.
А «сокращаются» он сказал вместо «свертываются».
46 9 Бессловесностью он называет неспособность представить словом то, что выше слова; неразумением же —
неспособность составить понятие и помыслить о том, что выше ума.
47 10 Поскольку существуют умственные и превышающие ум Божьи единицы, един и Бог, а скорее и выше
единого.
Естественным образом слово сокращается, поскольку Он неделим и неумножаем. После же восхождения к Богу,
по мере нисхождения к чувственному, слово все больше входит в связь с делимым, разлагающимся и
множественным и соумножается в соответствии с делимостью и многообразием чувственного. "До пределов" же
— это из области "Богословских основоположений".
48 11 С первичного, говорит, — как с более подходящего и соответствующего мысли, как, например, что Бог
— Сущий, как Он и Сам Себя наименовал.
49 12 Как подобает пользоваться утверждениями и отьятиями применительно к Богу, и что утверждения мы
начинаем с первичного и в большей мере родственного Богу; отъятия же — с того, что как можно более от Него
отстоит.
50 13 Катафаза представляет собой выражение чего-то или общепринятого, или спорного, или связующего,
или сопоставляющего, как, например: Бог есть Жизнь, Бог есть Благость. Гипотетическим же является
суждение, отрицающее что-либо в целом, либо слова какого-то противника, или разъясняющее нечто
хитросплетенное. Пример же гипотетического катафасиса о Боге — что Бог есть Жизнь и Благость в большей
мере, нежели воздух или камень. Отъятия же как отрицания противоположны утверждению. Если при
катафатическом утверждении говорится, что Бог есть
Жизнь в большей мере, нежели воздух, то при апофатическом отъятии — что не упивается бог, не гневается.
Ведь при утверждениях мы начинаем с более родственного, а более родственны Богу жизнь и благость, нежели
воздух и камень. При отъятиях же мы восходим от крайнего. Скажем, то, что Бога невозможно ни словом явить,
ни помыслить, ближе к Богу, нежели то, что Он не бывает в похмелье и не гневается. И однако же отьятие мы
начинаем со второго, ибо Бог в большей мере не упивается, нежели о Нем нельзя помыслить. Напиться (***)
означает очень сильно опья-
Почему, спрашиваешь ты, утверждения о божественном начиная с первичного,48 божественные
отъятия мы начинаем с последнего?49 Потому что, высказывая утверждение о все Превосходящем,
подобает начинать гипотетическую катафазу50 с более тому родственного. Отнимая же от
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|