|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 110
Молимся о том, чтобы оказаться нам в этом пресветлом сумраке34 и посредством невидения и
неведения видеть и разуметь то, что выше созерцания и знания, что невозможно ни видеть, ни знать,
ибо это и есть поистине видеть и ведать; и — чтобы Пресущественного пресущественно35 воспеть
путем отъятия всего сущего, подобно создателям самородно-цельной статуи изымая все облегающее и
препятствующее чистому восприятию сокровенного, одним отъятием выявляя как таковую
сокровенную красоту.
Подобает, как мне кажется, отьятия предпочитать прибавлениям.36 Ибо прилагая, мы сходим от
первейших через среднее к последним; а в этом случае, восходя от последних к первейшим, все
отнимаем, чтобы, открыв, уразуметь то неведение, прикровенное в сфере сущего37 познаваемым, и
увидеть тот пресущественный сумрак, скрываемый всяческим светом, связанным с сущим.
ГЛАВА 3
34 Гл. 2. 1 И здесь он говорит о божественном сумраке и незнании. И заметь: это и значит быть под
божественным сумраком — посредством невидения и неведения видеть и разуметь Сущего выше созерцания и
знания в самом невидении и неведении. Это ведь и есть, говорит он, по-настоящему видеть и ведать. Нигде
больше он так не разъясняет, что такое ведение в неведении. Прочти также и пятое, к Дорофею, послание.
35 2 Это из-за того, что вообще ничего подобного Ему по природе мы не знаем. Вот что назвал он отъятием.
Самородной же статуей он называет образ, изваянный в нерасчлененном материале, например, в
неповрежденном камне, в каковом и стоит, когда кто-нибудь высечет что-то живое, как и Еврипид поясняет в
«Андромеде»:
Некий девушки образ, Из
природных камней
крепостных, Изваяние
мудрой руки.
Природной скульптурой из камня он назвал ведь самородную. Но то же — и когда вырежешь из стоящего и
цветущего дерева некую часть и сделаешь ее частью ложа, подобно тому, как — говорит Гомер в «Одиссее» —
сделал Одиссей, или же вырезал из этого дерева памятник победы. А он говорит и о скульптуре из драгоценного
камня, вроде того, как если смарагд, будучи очищен от прилипшей земли, вдруг оказывается скульптурой, т.е.
украшением, на каковое главным образом взирая, он и произнес прокимен, как поэт Дионисий во второй книге
"Поэмы о драгоценных камнях":
Из глубого-зеленеющей яшмы, или из аметиста, Отливающая
багрянцем скульптура, из исчерна-черного гиацинта. Все это
обнаруживает ведь большую ученость этого святого мужа.
36 3 Это место сам отец далее разъясняет. Прибавления — это когда что-то положительным образом говорится
о Боге, например, что Он — Жизнь, Свет и тому подобное. Отьятия же — это когда что-то отрицается как
чуждое Богу, например, что Богне тело, не душа и ничто ни известного или доступного мышлению. Иначе. Что
такое утверждения и отрицания, мы узнали по-иному из сочинения "О божественных именах".
37 4 Знание сущего, говорит он, относящегося к Богу, неведения не обнаруживает и явным не делает, но
больше его покрывает и скрывает. А связанный с сущим свет достоит понимать как познание сущего таким,
каково оно есть, о чем и дальше будет речь.
38 Гл. 3. 1 Что содержит книга "Богословских очерков". Вот богословские принципы и отправные положения,
касающиеся всякого божественного просвященного знания и православия, необходимые, чтобы понимать,
почему единственна божественная природа, которую позднейшие 318 отцов назвали единосущной; почему
тройственна природа, которую мы называем триипостасной; что означают свойства лиц, т.е. Отцовство и
Сыновство; каковы освящающая сила и богословие божественного Духа; почему сказано "Излилось из сердца
моего слово благое" (Пс. 44, 2); почему о почитаемом Духе сказано, что он от Отца исходит; и почему Сын и
Дух в Отце, в Себе и Друг в Друге находятся вечно, нерасторжимо и нераздельно в пребывании неисходном.
Подобает также знать, что пребывание и стояние одно и то же, движение же — оборотная сторона пребывания.
Он говорит, что божественная природа, всегда пребывающая в неподвижности, представляется движущейся
перемещением друг в друга.
39 2 Смысл сказанного таков: он говорит, что бытие Святой Троицы вечно, и что Она не была когда-то иной, а
после стала какой-то другой, и ни разделения, ни превращения какого-либо Она не получила, но вместе,
одновременно с
Отцом и из Него существуют Сын и Дух Святой, а не после Него.
КАКОВО КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И КАКОВО АПОФАТИЧЕСКОЕ В " Богословских
очерках"38 мы раскрыли, что принадлежит собственно катафатическому богословию: почему
божественная и благая Природа называется единственной, почему тройственной, что в ней именуется
Отцовством и Сыновством, прояснению чего служит богословие Духа, как от невещественного и
неделимого Блага происходят в сердце благостные светы и пребывают в нем, в самих себе и друг в
друге неотрывными от совечного их возникновению Пребывалища;39
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|