|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 107
Господь изливает на все созданное им невидимый сверхъестественный свет, который
описывается в «Ареопагитиках» с необычайной художественностью: "Божественный мрак — это тот
недосягаемый свет, в котором, как сказано в Писании, обитает Бог. Свет этот незрим по причине
чрезмерной ясности и недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот
мрак вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через не-видение и
непознавание, но воистину возвышается над видением и познанием, зная то, что Бог — во всем
чувственном и во всем умопостигаемом".
Бог вообще есть "Начало и Конец всех существ": "их Начало, поскольку Он есть их Причина, их
Конец, поскольку Он есть их высшая цель". Своими световыми излияниями Бог порождает добро и
любовь, а уже посредством добра и любви сотворяет все мироздание. При этом любовь ежесекундно
движет всеми существами и снова ведет их к Богу. Поэтому, в понимании Псевдо-Дионисия, на пути
любви человеку доступ но то, что недоступно на пути разума приближение к познанию Бога.
Земной, телесный мир творится Богом в самую последнюю очередь, после того как он сотво-
ряет мир небесный — небесную иерархию. В человеческом обществе Божественный свет находит
свое полное отражение только в церкви, поэтому именно церковная иерархия отражает собой
иерархию небесную, следовательно, сама церковь есть воплощение Божественного света на Земле. И
только церковь способна открыть людям глаза на Божественную истину.
Учение Псевдо-Дионисия стало необычайно популярно и в Восточной, и в Западной церквах. В
Западной Европе «Ареопагитики» стали широко известны в IX в., когда были переведены на латынь,
потому что большинство католических теологов не знали греческого языка. Западную, а позднее
римско-католическую церковь «Ареопагитики» привлекали своим учением о главенствующей роли
церкви в человеческой жизни.
На Востоке сочинения Псевдо-Дионисия стали известны раньше. Православные мыслители
большее внимание обращали на обоснование Псевдо-Дионисием возможности мистического
познания Бога, ибо именно в мистике многие из них видели путь к постижению Божественной
истины.
О МИСТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ
Тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита публикуются с позднейшими толкованиями Максима
Исповедника (VII в.).
Публикуются по: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии.
СПб., 1995. С. 341-367. Перевод Г. М. Прохорова.
ГЛАВА 1
ЧТО ТАКОЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ СУМРАК
1. Троица пресущественная, пребожественная и преблагая, руководящая премудростью
христиан, направь нас к таинственных слов пренепознаваемой пресветлой и высочайшей вершине, где
простые, абсолютные13 и неизменные таинства богословия, окутанные пресветлым сумраком
сокровенно таинственного молчания, в глубочайшей тьме пресветейшим образом сияют и
совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы.14 Молюсь,
чтобы было мне так.
Гл. 1. 1 Простые и абсолютные они — как уразумеваемые и созерцаемые помимо образов, а не путем
иносказаний. Он называет абсолютным то, что не по раскрытии и разъяснении смысла имен или символов
постигается, но достигается устранением и отвлечением от всего сущего и мыслимого. Эту неподвижность
действующего разума прежде того он назвал неразумением, здесь же называет темнейшим и невидимым
сумраком, по Псалмопевцу, сказавшему: "Облако и сумрак окрест Его" (Пс. 96, 2) и "Сделал тьму покровом
Своим" (Пс. 17, 12).
14 2 Они ведь исполнены не чувственными глазами, но сама их сущность, будучи живым умом, целиком
представляет собой остро зрящее око. Потому и «многоочитыми» называются они в молитве.
15 3 С помощью параллели выявляется то же самое. Это чувственное древние называют несущим, поскольку
оно причастно всяческому изменению и в одном и том же виде вечно не существует. Умственное же, как сущее,
по желанию его Создателя, вечно, бессмертное и сути своей не изменяющее, они называют сущим. Это мы
многократно изла-
Ты же, дорогой Тимофей, усердно прилежа мистическим созерцанием, оставь как чувственную,
так и умственную деятельность и вообще все чувственное15 и умозрительное, все не сущее и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|