|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 106
созданы, Его образ, через Который мы приводимся в единство, и Мир, Которым мы остаемся в
единстве; Бога, который изрек: "Да будет" (Быт. I), Его Слово, через Которое создано все, что создано
по сущности своей и природе, и Дар Его благости, по которому все это угодно было Творцу Своему и
примирено с Ним, чтобы ничто, созданное Им через Слово, не погибло; единого Бога, сотворенные
Которым мы живем мудро, любя Которого и Которым наслаждаясь, мы живем блаженно, единого
Бога, из Которого, Которым и в Котором все. Ему слава во веки веков. Аминь.
"АРЕОПАГИТИКИ" ИЛИ ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
(V в.)
В 532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены произведения, которые
оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита жившего в Афинах в I в., обращенного в
христианство Апостолом Павлом и ставшего первым афинским епископом. Об этих событиях
упоминается в " Деяниях Апостолов". В корпус сочинений, приписываемых Дионисию, входят четыре
большие религиозно-философские работы — "Об именах Божиих", "О таинственном богословии" ("О
мистическом богословии"), "О небесной иерархии" и "О церковной иерархии", — а также десять
писем. Все эти сочинения были написаны на греческом языке и переведены на латынь только в IX в.
Позднее было установлено, что произведения, приписываемые Дионисию, на самом деле были
написаны в V в. в Сирии, которая тогда была частью Византийской империи. Точное имя их автора
неизвестно до сих пор, хотя на этот счет в современной науке существует несколько различных
мнений. Поэтому обычно автора этих сочинений называют Псевдо-Дионисием Ареопа-гитом, а сами
сочинения «Ареопагитиками».
Уже в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора «Ареопагитик» огромное влияние
оказало учение неоплатонизма. Причем, если большинство христианских философов IV-V ее.
опирались на рациональные элементы неоплатонизма, то в «Ареопагитиках» в большей степени
использованы его мистические черты. Возможность мистического познания Бога — вот что
проповедуется в сочинениях Псевдо-Дионисия.
Псевдо-Дионисий считает, что у христианского богословия есть два метода постижения Бога.
Первый — путь положительный (по-гречески «ката-фатическая» теология), когда от самых первых,
низших понятий (камень, воздух и т. д.) человек в своем стремлении понять сущность Бога приходит
к высшим понятиям — Свет, Блого, Мудрость, Любовь, Всемогущество и др. В силу абсолютности
Бога к нему приложимы все его имена, упоминаемые в Священном Писании. Однако этот путь не
ведет к открытию Божественной истины, ибо человеческими понятиями невозможно выразить
сущность Бога.
Поэтому сам Псевдо-Дионисий формулирует так называемый отрицательный путь познания,
или отрицательную (по-гречески — "апофатическую") теологию. Суть ее заключается в том, что по
отношению к единому и единственному Богу можно употреблять лишь такие имена, как Сверхблого,
Сверхмудрость, Сверхбытие и т. д. Используя их, необходимо последовательно отрицать все
возможные имена и понятия, доступные пониманию человека, ибо Бог совершенно не похож ни на
одно из них.
Бог вообще не доступен человеческим чувствам и мыслям, не постигается ни чувственно, ни
умственно, так как находится за пределами человеческого разумения, "К сокровенному, — пишет
Псевдо-Дионисий, — мы устремляемся, отрешась от всякой умственной деятельности". И в этом
смысле он приходит к признанию правильности лишь мистического понимания Бога, очень близкого
по своему характеру к неоплатоновскому экстазу.
Если в положительной теологии Бог становится «всеимянным», то в отрицательной теологии
Псевдо-Дионисия утверждается абсолютная «безымянность» Бога. И вообще, неизреченность и
непознаваемость Бога — это вершина его понимания человеком. В этом заключается главная идея
«Ареопагитик».
Приближенное к истине знание о Боге может совершаться только в качестве мистических
богоявлений: " Если кто-либо скажет, что некоторым святым непосредственно являлся сам Бог, пусть
он из Священного Писания уразумеет и другое; что сокровенное Божие никто не видел и не увидит,
богоявление же праведникам свершалось через боголепные и соразмерные им видения и изъяснения".
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|