|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 86
пускается ее достоинствами и строем вещей, то ни в какой природе нет зла, а злом для каждой
природы становится ее собственная виновность. Затем, так как душа, благодатью Божией
возрожденная и восстановленная в своей первобытной неповрежденности и подчиненная Тому
единому, Кто ее создал, по восстановлении и тела в его прежней крепости, перестанет быть во власти
мира, а сама начнет обладать миром, то для нее не будет никакого зла, потому что та самая низшая
красота временных явлений, которая шла вместе с ней, будет проходить ниже нее и будет тогда, как
написано, "ново небо и земля нова" (Ис. LXV, 17; Апок. XXI, 1) для душ уже не труждающихся, а
царствующих. "Вся ваша суть, — говорит апостол, — вы же Христовы, а Христос — Божий" (I Кор.
III, 23), и "Глава жены — муж, глава мужа — Христос, глава же Христа — Бог" (I Кор. XI, 3). Итак,
поелику порча души заключается не в природе ее, а противна ее природе и есть не что иное, как грех
и наказание за грех, то отсюда понятно, что никакая природа, или, лучше сказать, никакая субстанция
или сущность не есть зло. И если вселенная искажается всевозможным безобразием, то это
происходит отнюдь не от грехов сущности души и наказаний за них, потому что разумная сущность,
чистая от всякого греха, будучи подчинена Богу, господствует над остальными, ей подчиненными; та
же, которая согрешила, предназначена туда, где и следует быть таковым, так что Богом, Творцом и
Промыслителем вселенной устроено все прекрасно. И эта красота всего сотворенного остается
неприкосновенной благодаря следующим трем средствам: осуждению грешников, воспитанию
праведников и совершенству блаженных.
24. По этой причине и самое врачевание души, совершаемое Божественным промыслом и
неизреченным милосердием, по своей постепенности и разделенности в высшей степени прекрасно.
Оно распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготавливает человека к разуму.
Разум, в свою очередь, приводит его к пониманию и знанию. Хотя и разум не оставляет совершенно
авторитета, коль скоро заходит речь о том, чему должно верить; само собой понятно, что познанная и
уясненная истина служит высшим авторитетом. Но поелику мы являемся в области временного и
любовью к нему удерживаемся от вечного, то первое место принадлежит некоторому временному
врачеванию, зовущему во спасение людей не знающих, а верующих, — первое не по природе своей и
превосходству, а по времени. Ибо куда кто падает, там должен искать и опоры, чтобы встать. Поэтому
нужно пользоваться даже и плотскими формами, в которые мы заключены, для познания форм, о
которых плоть молчит, Плотскими же я называюте формы, которые мы ощущаем при помощи плоти,
т.е. глаз, ушей и других телесных чувств. Поэтому дети необходимо привязаны к плотским и
телесным формам, юноши — почти необходимо, человеку же, из этого возраста вышедшему, они уже
не необходимы.
25. Итак, поскольку Божественное провидение промышляет не только об отдельных людях, как
бы частным образом, но и о всем человеческом роде вообще, то как проявляется действие его в
отдельных людях, об этом ведают Бог и те, о которых Он промышляет, а как проявляется про-
мыслительное действие во всем человеческом роде, это угодно было Ему передать через историю и
пророчества. Между тем, свидетельство происшедших или грядущих событий имеет большее
значения для веры, чем для разума; наше дело — только рассудить, каким людям или книгам следует
больше верить относительно правильного богопочитания, в чем единственно и заключается спасение.
Прежде всего, исследованию подлежит вопрос о том, кому следует верить больше: тем ли, которые
приглашают нас к почитанию многих богов, или же тем, которые призывают к почитанию единого
Бога. Но кто же усомнится в том, что нужно следовать тем, которые призывают нас к Богу единому,
особенно теперь, когда и почитатели многих богов начинают одинаково с нами признавать единого
Господа и Правителя? Да и числа начинаются с единицы. Итак, прежде всего должно следовать тем,
которые исповедуют, что есть единый, высочайший, единственно истинный и единственно достойный
почитания Бог; от них мы должны отступить только в том случае, если у них не откроется истина.
Затем, второе исследование касается того различия в суждениях, которое возникло среди людей
уже относительно почитания единого Бога. Мы знаем, что наши предки на той ступени веры, на
которой от временного восходят к вечному, нуждались в видимых чудесах, а иначе они и не могли
действовать. Благодаря им произошло то, что для нас, потомков, в чудесах нет уже необходимости.
Ибо когда католическая церковь распространилась и основалась по всему миру, чудесам можно было
уже прекратиться, чтобы дух не стремился постоянно к видимому и чтобы род человеческий
вследствие привычки не охладел к тому, что прежде своей новизной его воспламеняло; с другой
стороны, для нас уже не остается места сомнению, что мы должны верить тем, которые хо
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|