|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 84
ется порче, следовательно, блого и то, что портится; но портится оно потому, что оно — не высшее
блого. Итак, оно от Бога, потому что оно — блого; но оно — не Бог, потому что оно не высшее блого.
Отсюда блого, которое не может подвергаться порче, есть Бог. Все же прочие блага от Бога — блага,
которые сами по себе могут подвергаться порче, потому что сами по себе они — ничто, но через Бога
они отчасти не подвергаются порче, отчасти же, подвергшись порче, исправляются.
20. Между тем, существует изначальная порча разумной души, а именно: желание делать то,
что воспрещает высшая и сокровеннейшая истина. Так, человек из рая был изгнан в настоящий век,
т.е. от вечного ко временному, от изобилия к скудости, от крепости к немощи, следовательно, не от
существенного добра к существенному злу, так как ни одна сущность сама по себе не есть зло, а от
блага вечного к благу временному, от блага духовного к благу телесному, от блага разумного к благу
чувственному, от блага высшего к благу низшему. Таким образом, есть некоторое блого, питая
любовь к которому разумная душа грешит, потому что блого такое по достоинству своему ниже ее;
поэтому зло заключается в грехе, а не в той сущности, которую любят греховно. Отсюда: не древо,
которое, согласно писанию, росло среди рая, есть зло, а преступление заповеди Божией. Так как
следствие этого преступления состоит в правосудном наказании, то от древа того, к которому человек
прикоснулся вопреки запрету, явилось познание добра и зла; потому что, впав в свой грех и терпя за
него наказание, душа учится, какое различие существует между заповедью, которую она не захотела
сохранить, и грехом, который она совершила; и таким образом, с одной стороны, по опыту
знакомится со злом, которого она не знала, остерегаясь его, а с другой, через сравнение со злом
сильнее начинает любить добро.
Итак, порча души состоит в том, что она совершила, и проистекающее отсюда бедственное ее
состояние служит наказанием, которое душа претерпевает; вот этою и есть зло. Но совершает и
терпит не субстанция, поэтому субстанция — не зло. Так, ни вода, ни живущее в воздухе существо не
зло, потому что они — субстанции; но добровольное падение в воду и удушье, которое претерпевает
бросившийся в воду, уже зло. Железный грифель, одним концом которого мы пишем, а другим
затираем написанное, делается искусно и составляет вещицу в своем роде красивую и пригодную для
нашего употребления; но если бы кто-нибудь захотел писать тем концом, которым затирают, а
затирать тем, которым пишут, в таком случае, хотя его действие и вызвало бы справедливое
порицание, но сам бы грифель никто не счел бы злом: потому что, возьми они грифель правильно, где
будет зло? Если кто-нибудь в полдень вдруг взглянет на солнце, — ослепленные глаза его придут в
расстройство, но будут ли от этого солнце или глаза злом? Ни в коем случае: потому что они —
субстанции; а злом будет — не вовремя брошенный на солнце взгляд и происшедшее от того
расстройство глаз; и зла этого не будет, когда глаза отдохнут и будут смотреть на свет надлежащим
образом. Даже и в том случае, когда тот самый свет, который касается наших глаз, чтится как свет
мудрости, имеющий отношение уже к уму, злом бывает не самый свет, а суеверие, по которому твари
служат больше, чем Творцу; и зла этого совершенно не будет, когда душа, познав Творца, будет
покорна Ему одному и увидит, что через Него все покорно и ей.
Таким образом, всякая телесная тварь, если только она составляет предмет любви для души,
любящей Бога, есть блого, хотя и низшее, блого в своем роде прекрасное, потому что облечена в
форму и имеет образ. Если же она служит предметом любви для души, забывшей о Боге, то хотя сама
и не делается злом, но так как грех — зло, то, составляя предмет такого рода любви, она обращается в
наказание тому, кто ее любит, причиняет ему постоянное горе и услаждает ложными удовольствиями;
потому что удовольствия эти непостоянны и не дают удовлетворения, а терзают скорбями. Ибо когда
счастливая пора времени проходит свое определенное течение, вожделенный образ оставляет того,
кто его любит, скрывается, причиняя ему муки от чувств его и повергает его в такое ослепление, что
он считает этот образ первым, тогда как он образ самый последний, т.е. образ телесной природы,
который представляла ему услаждающаяся злом плоть посредством обманчивых чувств; так что
мысля о чем-либо, он полагает, что нечто понимает, тогда как на самом деле тешится только
фантастическими призраками. Если же иногда, не держась чистого учения о Божественном
промышлении, но полагая, что держится его, он старается противодействовать плоти, то постоянно
вращается в области образов видимых предметов и напрасно при помощи воображения представляет
себе необъятные пространства света, который он видит ограниченным известными пределами; этот
образ он переносит и на будущую жизнь, не зная, что в данном случае им руководит похоть очей и
что из мира он хочет выйти с этим же миром, который он считает не тем же самым, потому, что при
помощи воображения более светлую часть его расширяет до бес
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|