|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 80
заключается непотребство, а не в том, что самое уже тело есть ничто. Ибо и тело в своих членах
обладает известного рода согласием, без которого оно совершенно не могло бы существовать.
Следовательно, и тело создано Тем, Кто есть начало всякого согласия. Тело обладает некоторой
гармонией своей формы, без которой оно было бы решительно ничто. Следовательно, и тело сотворил
Тот, от Кого проистекает всякая гармония и Кто есть самосущая и прекраснейшая из всех форма. Тело
имеет некоторый внешний вид, без которого тело не есть тело. Следовательно, если спрашивают, кто
создал тело, пусть ищут того, Кто прекраснее всех по виду, ибо всякая наружность от Него. А кто же
это, как не Бог, единая истина, единое спасение всех, первая и наивысшая сущность, от которой имеет
бытие все, что существует, поскольку оно существует; ибо все, что существует, поскольку оно
существует, есть добро.
По этой причине смерть не от Бога: " Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих"
(Прем. I, 13); так как высшая сущность — причина того, что все существующее существует, почему
она и называется сущностью. Смерть заставляет не существовать то, что умирает, лишь настолько,
насколько оно умирает. Ибо если бы то, что умирает, умирало окончательно, оно, несомненно,
обращалось бы в ничто, но оно умирает настолько лишь, насколько меньше принимает участия в
сущности; короче можно выразиться так: оно тем больше умирает, чем меньше существует. Но тело
ниже всякой жизни, потому что каким бы тело ни было по своему виду, оно бывает таким только
благодаря жизни, которой управляется и всякое отдельное животное, и вся природа мира. Отсюда
тело более подлежит смерти, а потому и ближе к ничтожеству. Поэтому жизнь, которая, наслаждаясь
телом, стремится к ничтожеству, и есть непотребство.
12. А такова жизнь плотская и земная, почему она и называется плотью и землей; и доколе она
такова, доколе не освободится от того, что любит, она не получит царства Божия. Ибо она любит то,
что ниже жизни, любит тело. Она пренебрегает заповедью изрекшего: "Это ешь, этого не касайся"
(Быт. II, 16, 17). Отсюда она подвергается наказаниям, потому что возлюбив низшее, она тем самым
предопределяет себя по смерти к неудовлетворению своих удовольствий и скорбит.
Ибо что такое так называемая телесная скорбь, как не быстрое повреждение того предмета, который
до порчи довела душатем, что дурно пользовалась им? И что такое так называемая духовная скорбь,
как не лишение тех преходящих предметов, которыми душа наслаждалась или надеялась
наслаждаться? Все это называется злом, т.е. грех и наказание за грех.
Если же душа вто время, как она проходит настоящее поприще человеческой жизни, победит те
страсти, которые она воспитала в противность себе, наслаждаясь смертным, и уверует, что для
победы над ними она вспомоще-ствуется благодатью Божией, служа Богу мыслью и доброй волей, то
несомненно будет восстановлена и обратится от многих изменчивых благ к единому неизменному,
будучи преобразована Мудростью не сотворенной, а сотворившей все, и будет наслаждаться Богом
через Духа Святого, который есть дар Божий. Таким образом человек становится духовным, который
все судит и сам никем не судится (I Кор. II, 15), который любит Господа Бога своего всем сердцем
своим, всей душой своей, всей мыслью своей и ближнего своего любит не плотски, а как самого себя.
Самого же себя тот, кто всем существом своим любит Бога, любит духовно. В этих двух заповедях —
весь закон.
Отсюда уже будет следовать и то, что после телесной смерти, которую мы несем за первый
грех, тело наше в свое время и своим порядком будет восстановлено в своей первобытной крепости,
которой оно будет обладать не само по себе, а через душу, укоренившуюся в Боге. В свою очередь
душа укрепляется не сама по себе, а через Бога, которым она наслаждается; поэтому она и жить будет
полнее, чем тело; ибо тело будет жить через душу, а душа через неизменную истину, т.е.
единородного Сына Божия; следовательно, и тело будет жить через Сына Божия, потому что через
него живет все. Его даром, который дается душе, т.е. Духом Святым, не только душа, которой он
сообщается, бывает здорова, мирна и свята, но животворится и самое тело и будет по природе своей
совершенно чистым. Ибо Он сам сказал: "Очистите внутреннее, и внешнее будет чисто" (Мф, XXIII,
26); и апостол говорит: "Оживотворите и смертные тела ваши Духом, живущим в вас" (Рим. VIII, 11).
Итак, с уничтожением греха, уничтожится и наказание за грех: а где же тогда будет зло? "Смерть! Где
твое жало? Ад! Где твоя победа?" (I Кор. XV, 55). Сущность победит ничтожество, будет побеждена и
смерть.
13. Освященным не будет вредить и злой ангел, так называемый дьявол, потому что и он,
поскольку он ангел, не зол; а зол он, поскольку извратился по своей воле. Ибо необходимо допустить,
что и ангелы по природе изменяемы, если один только Бог неизменяем; но благодаря воле,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|