|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 79
своего образа мыслей, как люди уже попавшие в плотские сети, думают, что в одном теле находятся
две души: одна происходит от Бога и по природе то же, что Он, другая — темного происхождения,
которую Бог ни родил, ни сотворил, ни произвел, ни от Себя отринул, а которая имела свою особую
жизнь, свою землю, свои порождения, своих животных, наконец, свое царство и свое врожденное
начало, но некогда она возмутилась против Бога, и Бог, не имея возможности сделать ничего другого
и не находя средства, как бы иначе можно было противостать врагу, вынужденный этой
необходимостью, послал сюда добрую душу, некоторую частицу своей сущности, от слияния и
смешения с которой враг будто бы сделался сдержаннее, и появился мир.
Теперь мы не станем опровергать эти их мнения, что отчасти нами уже сделано, а отчасти, с
помощью Божией, будет сделано позже; в настоящем сочинении мы, насколько это для нас возможно
и при помощи доводов, какие благоволит внушить нам Господь, покажем, как неуязвима
католическая вера для этих мнений и как бессильно смутить душу то, под влиянием чего люди
делаются сторонниками такого воззрения. Само собой понятно, что все, что только в нашем
сочинении оказалось бы ошибочного, должно быть отнесено на мой счет, все же, что изложено будет
верно и согласно с истиной, должно быть приписано единому подателю всех даров, Богу. Так говорю
я не ради красного словца или из показного смирения и желал бы, чтобы думал таким образом прежде
всего ты, Романиан, хорошо знающий мою душу.
10. Итак, да будет тебе известно и ведомо, что в религии не могло бы быть никакого
заблуждения, если бы душа вместо Бога не чтила душу или тело, или свои призраки, или то или иное
из них вместе, или все это сразу; но, временно сообразуясь в настоящей жизни с человеческим
сообществом, помышляла бы о вечной жизни, почитая единого Бога, который вечно остается
неизменяем, и только при этом условии существует и всякая изменяемая природа. А что душа может
изменяться, впрочем, не пространственно, а во времени, это каждый знает по своим душевным
движениям. Нетрудно убедиться также и в том, что изменяемо и тело, и изменяемо во времени и в
пространстве. Наконец, призраки суть не что иное, как образы, отвлекаемые от внешнего вида тела
телесным чувством, образы, которые при мышлении весьма легко запечатлеть в памяти так, как они
восприняты, или же разделить на части, умножить или сократить, растянуть или привести в систему,
перетасовать и перепутать как угодно, но трудно бывает уберечься от них и избежать их, когда ищешь
истины.
Итак, не будем служить твари больше, чем Творцу, и не будем погибать в собственных
помышлениях: в этом и заключается совершенная религия. Ибо прилепляясь к вечному Творцу, мы и
сами будем по необходимости преисполняться вечности. Но так как обремененная и опутанная
своими грехами душа сама по себе этого видеть и достигнуть не может, потому что для получения
божественного в человеческих условиях нет никакой такой ступени, через которую бы человек от
земной жизни возвысился до богоподобия, то для воспоминания о ее прежней и совершенной
природе, по неизреченному милосердию Божию, и отдельные лица, и даже весь человеческий род
вспомоще-ствуются через измененную по вечным законам служащую, тварь. Такова в наше время
христианская религия, в познании и следовании которой заключается самое надежное и верное
спасение.
Защищаться от пустых болтунов и открываться ищущим она может многоразличными
способами, потому что всемогущий Бог, с одной стороны, Сам непосредственно указывает то, что
истинно, с другой, доброму желанию созерцать и воспринимать истину вспомоществует через добрых
ангелов и некоторых людей. Но каждый пользуется тем способом, какой находит пригодным. Со
своей стороны, я решил воспользоваться нижеследующим способом. Что ты усмотришь там
истинного, удержи и припиши католической церкви, что — ложного, отбрось и извини мне, как
человеку; что сомнительного, в то верь, пока разум не покажет, что оно или должно быть отвергнуто,
или принято за истину, или же должно быть всегда предметом веры. Итак, устреми, насколько
можешь, с тщанием и благоговением внимание на нижеследующее, ибо таковым помогает Бог.
11. Нет жизни, которая не была бы от Бога, потому что Бог — и высочайшая жизнь, и
источникжизни, и нет жизни, которая бы, как жизнь, была злом; злом бывает жизнь постольку,
поскольку она стремится к смерти. Смертью же жизни бывает только непотребство (nequitia), которое
так названо потому, что есть ничто (ne quidquam sit); отсюда самые непотребные люди называются
людьми ничтожными. Таким образом, к ничтожеству стремится жизнь, которая добровольной
изменой отступает от Того, Кто ее создал и сущностью Кого она наслаждалась, жизнь, которая
вопреки закону Божию хочет наслаждаться телом, над которым ее поставил Бог; именно в этом и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|