|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 76
кровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. VI, 19-21); расточительным: "Сеющий в плоть свою от
плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. VI, 8); гордым: "Всякий
возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лук. XIV, 11); гневливым: "
Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф. V, 39); сварливым: " Любите
врагов ваших" (Мф. 444); суеверным: " Царствие Божие внутри вас" (Лук. XVII, 21); любопытным:
"Смотрите не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временное, а невидимое вечно" (2 Кор. IV,
18) и, наконец, всем вообще: "Не любите мира, ни того, что в мире. Ибо все, что в мире: похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (I Иоан. II, 15-16).
Если подобные изречения охотно и с благоговением читаются и выслушиваются теперь
народами по всему миру; если, после такой крови, стольких мученических костров и крестов, Церковь
возросла еще с большей силой и распространилась даже у варварских народов; если теперь никто уже
не удивляется целым тысячам юношей и дев, воздерживающихся от брака и проводящих девственную
жизнь, а между тем, когда это сделал Платон, то до такой степени устрашился потом извращенного
мнения своего времени, что, говорят, принес жертву природе, дабы загладить свое девство, как будто
бы это был грех; если это принимается теперь так, что, как прежде странно было защищать подобные
вещи, так, напротив, теперь странно оспаривать; если такого рода обеты и обязательства во всех
христианских странах освящаются обрядами; если о подобных предметах ежедневно читается в
церквах и даются объяснения священниками; если бьют себя в грудь те, которые стараются все это
выполнить; если на этот путь вступают столь многие, что людьми всякого рода, отрекающимися от
богатства и почестей мира сего и желающими посвятить свою жизнь всецело единому всевышнему
Богу, наполняются некогда необитаемые острова и пустыни; если, наконец, в столичных и
провинциальных городах, в замках, селах и даже в деревнях и отдельных мызах проповедуется и
становится вожделенным отречение от всего земного и обращение к единому истинному Богу
настолько открыто, что род человеческий по всему лицу земли единогласно восклицает ежедневно:
"Горе имеем сердца ко Господу", то к чему еще будем мы открывать уста для похмелья от вчерашнего
опьянения и у несмышленых мертвецов искать божественных глаголов, предпочитая, когда дело
доходит до спора, иметь уста, постоянно повторяющие имя Платона, чем сердце, исполненное
истины?
4. Поэтому тех, по мнению которых презирать чувственный мир и предочищенную
добродетелью душу предавать и покорять всевышнему Богу — дело напрасное или дурное, нужно
опровергать иного рода доводами, если только вообще с ними стоит толковать. Те же, которые
считают это делом добрым и желательным, пусть познают Бога, пусть смирятся перед Богом,
которым внушена всем народам вера в подобного рода предметы. Внушить такую веру и они,
конечно, были бы не прочь, если бы только могли, а если бы не внушили, то не могли бы, по крайней
мере, удержаться от зависти. Итак, пусть же смиряться перед Тем, Кто сделал это; пусть, отбросив
любопытство и пустое тщеславие, поймут, какое различие существует между штатскими гаданиями
немногих и очевидным спасением и исправлением народов. Ведь, если бы ожили те, именами
которых они так величаются, и увидели, что храмы полны, а капища опустели, род же человеческий
от временных и преходящих благ призывается и стремится к упованию на вечную жизнь и к благам
духовным и разумным, то они (если только они были такими, какими их представляет воспоминание)
по всей вероятности сказали бы: "Вот то, в чем убедить народы мы и не мечтали; мы скорее уступали
их привычкам, чем обращали в свою веру и подчиняли своей воле".
Итак, если бы те философы могли снова очутиться среди нас, они бы поняли, чьим авторитетом
люди так легко убеждены, и после небольшой перемены своих слов и воззрений сделались бы
христианами, как поступили весьма многие платоники недавнего и нашего времени. Если же они
этого не признали бы и не сделали, оставаясь пребывать в гордости и зависти, то я не знаю, могли ли
они, преданные такой нечистоте и удерживаемые такими путами, стремиться к тому, что, как сами же
говорили, должно быть предметом исканий и желаний. Ибо не знаю, были ли заражены такие люди
еще и третьим пороком, а именно: с любопытством расспрашивать демонов, каковым более всего
удерживаются от христианского спасения те, против которых направлена настоящая речь, т.е.
язычники, потому что порок этот слишком уж детский.
5. Но каково бы ни было тщеславие философов, нетрудно понять, что у них не следует искать
религии, поскольку они вместе с народом принимали одни и те же священные обряды, а в своих
школах, в присутствии того же народа, громко высказывали о природе своих богов и о вы-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|